Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 232 
Next page End  

проявлением надуманных эмоций.
Первое полное определение навязчивым представлениям было дано Westphal (1877), по его
мнению, «под именем навязчивых следует подразумевать такие представления, которые появляются в
содержании сознания страдающего ими человека против и вопреки его желаниям, при незатронутом в
других отношениях интеллекте и не будучи обусловленными особым эмоциональным или аффективным
состоянием; их не удается устранить, они препятствуют нормальному течению представлений и
нарушают его; больной с постоянством признает их за нездоровые, чуждые ему мысли и сопротивляется
им в своем здоровом сознании; содержание этих представлений может быть очень сложным, часто,
даже большей частью, оно бессмысленно, не находится ни в каком очевидном соотношении с прежними
содержаниями сознания, но самому больному оно кажется непонятным, как бы прилетевшим к нему из
воздуха».
Это было первое всеобъемлющее определение навязчивых представлений, данное крупным
авторитетом в области психиатрии конца XIX века. Однако непонятно, почему в определении речь идет
только о навязчивых представлениях, а не о навязчивых состояниях в целом (в то время были известны
многие другие навязчивости). Также вызывает недоумение акцент автора на том, что навязчивости,
«возникают в сознании против и вопреки его желаниям». Трудно представить себе человека, который
хотел бы добровольно иметь какую-либо навязчивость или другой болезненный симптом. Далее можно
согласиться с мнением автора о том, что навязчивости не оказывают влияния на интеллектуальную
сферу человека. Однако тут же возникает возражение против того, что навязчивости «не обусловлены
особым эмоциональным и аффективным состоянием». Сегодня это утверждение звучит по крайней мере
наивно. С нашей точки зрения именно эмоциональная сфера в большей степени затрагивается
состояниями навязчивости любого содержания. Даже в тот период времени, когда навязчивости не
проявляют себя (вне ситуации), фон настроения остается сниженным, отмечаются выраженные
колебания настроения и другие болезненные расстройства.
Далее, мы считаем устаревшим его утверждение, что навязчивости не удается устранить.
Сегодня, в век психофармакологии, углубленного психотерапевтического вмешательства устранение
навязчивостей стало явью.
В последующие годы многие ведущие психиатры Запада (P. Janet (1903); E.
Kraepelin (1910); K.
Jaspers (1913); Schneider (1923); и др.) продолжали, каждый по-своему, определять явления навязчивости
без учета их качественных особенностей.
Более четко охарактеризованы навязчивости в работах наших отечественных психиатров.
Так, С.С.
Корсаков (1900) считал, что навязчивости проявляются не только «навязывающими»
сознанию мыслями, но и состояниями аффективности и побуждения.
П.Б. Ганнушкин и С.А.
Суханов (1902) при описании характера психастеника отмечали, что
именно эти особенности и являются благодатной почвой для возникновения навязчивых состояний.
М.О. Гуревич (1949) определяет навязчивые идеи как «мысли, появляющиеся в сознании
больного вопреки его желанию; появлению их способствует состояние астении». Характерной чертой
навязчивых мыслей, по мнению М.О. Гуревича, являются «их явная ненужность и даже полная
нелепость».
В.А. Гиляровский (1954) навязчивые идеи трактовал как «вторгающиеся насильно в сознание
мысли, которые, не будучи значительными по своему содержанию, всецело овладевают больным,
настойчиво возвращаются, несмотря на все усилия освободиться от них, при ясном сознании их
ненужности и бессмысленности».
И.Ф. Случевский (1958) определяет навязчивые идеи как «мысли, которые чаще являются
нелепыми по своему содержанию, но к нелепости больной всегда относится критически... В сознании
человека навязчивые идея находятся с непреодолимым постоянством, и сам факт этого непреодолимого
постоянства переживается больным крайне болезненно».
С.Н. Давыденков (1963) подчеркивает, что больной, по крайней мере вне момента наплыва
навязчивых состояний, прекрасно отдает себе отчет в их бессмысленности и нелепости, но в то же
время переживает их снова и снова и притом в совершенно стереотипной форме, не будучи в состоянии
избавиться от них усилием воли».
В приведенных выше мнениях наших отечественных психиатров о навязчивостях достаточно
Hosted by uCoz