Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 111 
Next page End  

определяет сам себя; он замкнут на себя, ибо сам есть в силу своей определенности. Вот она!
— власть метафизики, незримая и нечувственная; она как воздух — ее не замечаешь, но она
определяет все, и все ей подвластно; и именно она загоняет мир в лузу жесткой
определенности и необходимости.
    Физики изучают то, как есть мир, но я не перестаю удивляться, что более глубокие
основания мира лежат за пределами физики и лежат в царстве метафизический теней; эти
тени определяют мир и правят миром.
    В силу принципа определенности мы можем сказать, что мир таков, каков он есть и
существует потому, что не существовать не может
(двойное отрицание). В этом
выражении заключена вся значимость понятия «абсолюта».
5.1
    Отметим связь принципа отрицания с принципом определенности; ибо уже Спиноза
отмечал: «Основа всякой определенности есть отрицание (Энциклопедия философских наук,
Гегель, Том 1, п. 91)».
6
    Всякое существование предполагает вопрос: Как? Если что-то существует, то оно
существует как-то. Предположим, что вместе с явлениями меняются и сами основания и
закономерности явлений. Но это изменение само в свою очередь должно быть обусловлено
какими-то закономерностями и т. д. до бесконечности. Если бы не существовало
фундаментальных, вечных и определяющих закономерностей, то мы столкнулись бы с
неопределенностью существования, что противоречит принципу определенности бытия; то
есть множество закономерностей замкнуто. Таким образом, существуют фундаментальные
правила, определяющие взаимодействие и то, как существует Логос. На этом основании как
на фундаменте и стоят все науки. 
    Закон в науке выступает как данность, как исключительность, подвластная принципу
определенности, закон непротиворечиво вписывается в общую структуру бытия, эта
непротиворечивость и обеспечивает его беспрепятственное вхождение в бытие в качестве
наличности.
Закон проявляет себя и утверждает себя как непротиворечивость, и сама эта
непротиворечивость уже обеспечивает его бытие, закон как бы всплывает наружу в силу
принципа явления, то есть он проявляет себя необходимо, как только созданы все
необходимые условия для его проявления (принцип явления рассматривается ниже).
    Закон есть момент истины, есть откровение бытия, есть выставленность вовне, но закон
носит пассивный характер, он лишь средство, ценность же для бытия имеет явление (закон
тоже имеет ценность, но его ценность для человека также соотноситься с ценностью явления,
как наука с практикой); нет закона — нет и явления.
Но коль скоро бытие есть
в качестве
явления, ему непременно нужен закон бытия, точнее, ему нужна определенная
определенность бытия и эта определенность является как закон. 
    Более того, сама закономерность может и вовсе не проявлять себя, а быть сокрытой, то
есть вообще не быть как проявление, и только когда достигнут определенный качественный
уровень бытия, лишь в этот момент, когда созданы все условия для проявления этой
закономерности, она сможет проявить себя в силу принципа явления. Фундаментальные
законы математики в своем большинстве смогли проявить себя лишь после того как были
рассмотрены соответствующие математические объекты (эти закономерности проявились
вместе с определением этих объектов).
Математические законы были обнаружены по
большому счету лишь как необходимые условия существования этих объектов, и лишь
только иногда можно доказать и достаточность этих законов для определения
соответствующих математических объектов.  
Hosted by uCoz