Navigation bar
  Print document Start Previous page
 29 of 111 
Next page End  

математике и физике знание человека о мире становится слишком «человеческим», чтобы
считаться абсолютным.
         Примечание. Пример: рассмотрим законы статистики: о чем нам по существу говорят
статистические закономерности, схваченные на уровне человеческого сознания? О том, что в
мире наблюдается единство более высокого порядка, нежели, если мы рассматриваемым его
элементы по отдельности. Элементы оказываются каким-то образом распределены, но
единство их распределения имеет общность. Здесь мы восходим в интегрировании, и эта
общность оказывается объективной в том смысле, что отражает закономерность
распределения на уровне человеческого восприятия (привнесли субъективизм восприятия в
детерминизм). Рассматривая предметы вместе, мы находим у них общее, похожесть,
инвариантность, универсалию. Каково бытие этой универсалии, в чем ее объективность?
Объективность – в функции (идеи). В нашем же представлении в понятиях бытие сильно
упрощается, как пренебрежение погрешностями в физики, разного рода условия при прочих
равных и т.п. Мы рассматриваем функцию, включающую субъективизм представления
(прим. слово функция лучше употреблять как функционал). 
    Критика Аристотеля. Можно задать такой вопрос: почему бытие вообще допускает по
отношению к себе обобщения? Обобщение – восхождение к сущему как общему в
частностях; значит, это общее все же реализуется в частностях; объективность универсалий.
   
6
    Никто — ни человек, ни господь бог не знают, что будет завтра. Только человек как
возвышенное состояние Логоса находится на переднем крае предсказательной способности
будущего, которое, как проявление нового качества, невозможно вообще предсказать в
полной мере. Будущий мир не содержится в настоящем в том смысле, что новое еще нигде не
было явлено, и с нашим набором знаний мы никогда не в силах будем сказать, каким будет
завтра. В силу этого возможность появления нового качества и невозможность предсказать
будущее составляют основную ценность жизни. «Если бы все заранее было известно, то жить
стало бы неинтересно».
     Мы все являемся одновременно актерами и зрителями в театре жизни, где так быстро и
непредсказуемо меняются красочные декорации, но, по сути,
мы смотрим фильм с уже
заранее предопределенным концом, и нам, не зная, чем все же это все закончится, тем не
менее, интересно досмотреть этот фильм до конца. В этом фильме все  уже заранее
предопределено, только не явлено, и, по сути, смысл жизни состоит в явлении, и в этом
смысле настоящая свобода есть рождение нового, того, чего никак нельзя было предвидеть
заранее. Самой Природе интересно знать, чем все это закончится. 
    Примечание. Человека, подобно частице в атомной физике, можно рассматривать, как
склонного подвергаться определенным реакциям и взаимоотношениям. Конечно, судьбу
человека можно рассматривать как последовательность случайных событий, но эти
«случайности» никогда не произошли бы, не будь человек подвержен им.
6.1
     Случайность есть непредвиденная необходимость бытия. Она кажется нам загадочной,
мистичной, через нее бы усматриваем божественное провидение. В романе Кундера
«Невыносимая легкость бытия» это достаточно точно подмечено. Случайности как птицы
слетаются в моменты истинной любви, как бы благословляя ее. Случайности – это знаки,
которые сопутствуют нам. Они могут быть отмечены чредой удач, и тогда нам кажется, что
все складывается очень-очень хорошо, как бы предвосхищая результат, становится даже как-
Hosted by uCoz