Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 111 
Next page End  

качественном витке становления. Отметим, что для проявления нового качества необходимы
накопление, сохранение и устойчивость (консервативность). Но абсолютный консерватизм
невозможен. Конечно,  задача сохранения качеств может решаться переходом процессов в
циклические процессы (например, движение светил по замкнутому контуру), но, тем не
менее, все подвержено смерти  как потери воплощения идеи (вместе с уничтожением
предмета исчезают и вторичные, явившиеся идеи). 
    Пример: если мы рассматриваем всех людей, проживающих на данной территории как
государство, то на этом уровне агрегации появляются новые качества и новые возможности.
Государство, рассматриваемое как единое целое, может выступать на новом качественном
уровне. Появляется понятие национального интереса и появляется возможность отношений
между государствами, как целыми единицами. Здесь мы видим рождение новых понятий.
Если бы это не было возможно, то народность так и осталось бы простым сборищем людей и
никакого качественного скачка при агрегации не произошло бы.
     Отметим далее, что рождение новой идеи непредсказуемо, под этим мы понимаем то,
что нельзя рождение нового качества вообще спрогнозировать никакими математическими и
иными логическими моделями, поскольку среди решений этих моделей не будет содержаться
ничего, кроме того, что уже изначально заложено в них. Однако, конечно, к примеру,
появление комплексных чисел как множества решение обычных многочленов с
вещественными коэффициентами есть по своей сути рождение нового качества, но
спрогнозировать их появление просто невозможно, именно это мы и понимаем под
невозможностью предсказания появления нового качественного витка, — рождение нового
всегда есть чудо бытия! В математике как раз зачастую рождение нового качества
закладывается в определении объекта, и именно удачно выбранное определение служит тем
основным фактором, которое может привести к становлению совершенно новой теории.
    Основное значение принципа «рождения нового» заключается в том, что этот принцип
определяет собой вообще возможность всякого развития, ибо развитие обычно определяется
как переход бытия на более высокий качественный уровень, и именно явление нового
является тем, что имеет исключительное значение для бытия. Сама жизнь человека есть
явление и направлена на явление, ценностью которого является уникальность, самобытность
и исключительность. 
    Отметим одно важное следствие из принципа рождения нового качества: принцип
рождения нового качества утверждает собой отсутствие качественной замкнутости
мироздания.
2   
    Все процессы совершаются в жестко определенной причинно-следственной связи
(детерминизм). Отсюда следует, что машина времени невозможна до тех пор, пока человеку
не удастся обратить все процессы вспять. А это невозможно в силу необратимости многих
процессов. 
    Необратимость процессов состоит в том, что настоящее забывает прошлое. Система,
переходя из одного состояния в другого, забывает свои начальные условия во всей их
полноте. Когда монета падает «орлом» или «решкой», то после того, как она уже упала,
невозможно восстановить первоначальное ее положение. Таким образом, мы живем в
постоянно обновляемом мире, но, как уже отмечалось, этот мир не замыкается в
определенном количестве наличных качеств, а происходит постоянное его качественное
обновление, а поскольку все изменения подвержены принципу определенности, то возникает
вопрос: как соотносится детерминизм и рождение нового качества? На стыке  этих двух
принципов как раз и проявляет себя чудо, здесь сияет лицо бога. 
Hosted by uCoz