Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 111 
Next page End  

Интересно отметить, что трезвое состояние человека наилучшим, наиболее адекватным
образом отражает окружающий мир. В целом же, это оптимальное состояние трудно
улучшить действием каких либо препаратов, или
лишь в каком-то узком направлении,
причем, за счет снижения в другом удается достичь улучшения этого состояние. Таким
образом, нормальное душевное состояние отвечает принципу наилучшести. Говоря о том, что
следует  сдерживать эмоции, быть умеренным, беспристрастным, неявно говорят, что это
наиболее оптимальное состояние для принятия решения и адекватного восприятия
действительности.
 
2
    Интересен вопрос: как соотносится принцип оптимальности с принципом
определенности? Заметим, что с понятием «оптимальности» совершающегося, неразрывно
связано понятие «возможности»; ибо оптимальность совершающегося есть реализация
наилучшей возможности, где «наилучшесть» определяет критерий оптимальности. Но что
есть бытие возможности? Бытие возможности есть всегда отражение бытия реального
(внешнего по отношению к восприятию). То есть бытие возможного находится в сознании
человека (в случае отражения на уровне человека). Без отражения «возможности» не
существует. То есть мы хотим сказать, что свое бытие «возможность» приобретает только
через отражение; без этого объективная  возможность как посыл не есть возможность. Не
случайно говорят: существует теоретическая возможность: возможность проявляет себя как
отражение, как видение субъекта (на уровне человека). Возможность проявляет себя в
единстве субъекта и объекта. То есть, бытие «возможность» обретает в отражении человеком
окружающего мира. Возможность всегда предполагает элемент управления — то, что сможет
реализовать эту возможность. Элемент же управления на уровне человеческого бытия есть
разум, который в принципе и осуществляет относительную свободу выбора (в рамках
чувствительности к условиям). Отсюда, кстати сказать, следует, что, чем более чувствителен
человек, тем у него относительная свобода выбора больше. Нечувствительные же люди часто
поступают только по жесткой, ограниченной необходимости.
     Можно ли говорить об объективной возможности без осознания ее? Объективной
возможности без осознания не существует; точнее, она существует, но способ выбора,
элемент управления, на уровне бессознательного – это, к примеру, действие критерия
оптимальности в бессознательной Природе, реализация по этому критерию; в этом
проявляется сложный ум Природы; не зная возможности, может ли Природа поступать
оптимальным образом; не предполагает ли это, что Природа бессознательно должна знать
возможности, чтобы поступать оптимальным образом?
Это осуществляется опять же через
отражение на более низком уровне.
     Приведем пример. Только с появлением сознания появилась возможность заглянуть в
будущее, способность спрогнозировать его и, таким образом, родилось понятие
«возможность» как таковое. До появления сознания степень отражения мира была достаточно
низкой и свободы выбора, как мы ее все понимаем, не существовало: можно ли говорить о
свободе выбора растения? Нет! Не существует возможности выбора для растения! То же мы
признаем и для животного, но с натяжкой, ибо животное поступает в соответствии с
инстинктами. Также и относительно человека можно сказать, что человек, по сути, 
представляет собой всего на всего более сложную систему отражения и кажущаяся свобода
выбора человека есть всего на всего более сложная качественная степень ветвления бытия,
более чувствительная что ли, где полная детерминированность принятия решения
затмевается сложностью системы. Действительно, по существу, основным отличием человека
от животного является наличие сознания у первого, благодаря которому и появляется
понятие «свободы выбора», но эту свободу выбора, это ветвление бытия осуществляет разум,
Hosted by uCoz