Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 111 
Next page End  

        
Примечание.
Архитектура человеческих желаний, основы воображения, неизменные
паттерны, идеи Платона, топология бытия, формы и иллюзии, фантазии, воздушные замки,
отражения и тени, призраки мистического мира. Кто они?.. В чем заключается их
непосредственная определенность?   
     
Свобода
1
    Свобода проявляет себя в рождении нового качества (или как восхождение, свобода от,
увеличения степеней свободы и возможностей). Вообще, никогда невозможно предугадать и
объяснить появление абсолютно нового качества, например, до сих пор не могут объяснить
толково, как появился на земле человек. Всякое рождение нового это всегда чудо (для
нас)!
    Конечно, рождение осуществляется в полной определенности, но то, что рождается,
само по себе достойно удивления и никогда не может быть только объяснимо какими-то ни
было закономерностями, обуславливающими его появление. 
    Мы сами живем в постоянно обновляемом мире, и это вообще составляет смысл нашей
жизни. В обновлении происходит затирание принципа детерминизма: принцип детерминизма
утверждает, что если что-то произошло, то произошло по определенным закономерностям и
обусловлено ими, но какое мне дело, как оно произошло, ведь главное то, что что-то
произошло и то, что произошло, совсем не похоже на то, что его обусловило.
    Сказанное выше можно интересно проиллюстрировать следующим примером: в силу
принципа определенности существует всего только пять правильных многогранников, то есть
только пять тел, гранями которых являются правильные многоугольники. Можно спросить:
почему только пять, почему так происходит? На этот вопрос существует только один ответ:
так устроен мир. Все! здесь лежит предел нашего понимания. Конечно, математическими
методами легко доказать, что возможно только пять подобных тел (топологическое
доказательство). Но откуда эта определенность? — на этот вопрос никто и никогда не сможет
ответить. И в этом состоит чудо бытия и чудо явления этих пяти многогранников!
     Приведем еще один пример. Рождение (проявление) сознания есть краеугольный
камень качественного изменения бытия. Сознание возникает как чудо на уровне инстинктов и
страстей; какая существенная разница между человеком и зверем! Сознание — это то узловое
место, которое преобразует детерминизм и переводит его на совершенно новый
качественный уровень. Так, например, представим себе белый свет, теперь поставим на его
пути призму — и о чудо! — белый свет преобразуется в чудесные цвета радуги; так и с
появлением сознания мир преобразуется до неузнаваемости; с рождением сознания бытие
перешло совершенно на новый качественный уровень, то есть оно высвободилось и получило
некоторые новые степени свободы.
В этом и состоит основное понимание свободы в свете
детерминизма как перевод бытия на новый качественный виток, то есть высвобождение
бытия. Причем рождение нового всегда идет через интеграцию; через интеграцию бытие как
бы всплывает, высвобождается и восходит в явлении.   
     Так, человек, живущий страстями, является рабом своих страстей, но человек разумный
более свободен, и эта свобода приобретается последним за счет более высокого качества
своего бытия. Разум превосходит страсти по своему качеству, разум преобразует страсти и
Hosted by uCoz