Navigation bar
  Print document Start Previous page
 90 of 111 
Next page End  

вектор развития возрастающей мощи, а точнее преломлять его (преломлять зло). Как
отмечают исследователи творчества Ницше, его очаровывает сила зла, мощь разрушения, а не
само по себе зло; не случайно существует устойчивое выражение «разрушительная мощь»
(как будто разрушение имманентно мощи); мощь проявляется мгновенно, тогда как
созидание - это обычно длительный, трудоемкий процесс; здесь мощь не достигает
мгновенной силы проявления. Конечно, все мы привыкли к картинам, когда «злой» герой
бьется с «добрым»; обычно нападающий – злой, а защищающий – добрый; злой проявляет
свою мощь от избытка; добрый смиряет эту мощь. В любом случае их мощь рождается и/или
проявляется в поединке. Здесь-то корень зла и сидит – в настолько возросшей  мощи, что она
диалектически требует проявления, требует испытания себя; завоевывая, побеждая другого,
она находит подтверждение и утверждение себя. Даже не нападая, владеющий ею, может
провоцировать нападение другого, тем самым, получая моральное право, как защиту. Но
часто поединщиков просто притягивает внутренняя сила, чтобы выяснить, кто тут сильнее,
кто главнее, это происходит неизбежно, этому даже невозможно противостоять, иначе
возникает противоречие, ломка, -
то есть это стремление оправдывается онтологически,
равно как и необходимость достойного противника; се есть залог развития и возрастания
силы, власти и превосходства.    
            Примечание. Не в смысле Лейбница мы понимаем необходимость зла, как элемент
гармонии, а как необходимую отрицательную ипостась, имеющую самостоятельное значение.
Никакой гармонии тут нет, а есть тягл, борьба мучительных противоречий, где гармония и
красота - лишь отблеск этой борьбы; как отмечал Достоевский: «красота спасет мир», но как
уже вторил ему Ницше – «даже в красоте есть борьба, и неравенство, и война, и власть, и
чрезмерная власть». В красоте много зла; красота мучительна, она сама бывает причиной зла
и зависти, она бывает роковой, она служит вызовом алчущим взорам; но вместе с тем она
является и отрадой мира, где отдыхают глаза; красота разнообразна, ею могут выражаться 
противоположности. 
            Примечание. Почему с древних времен, начиная с Платона, Томаса Мора, Франциска
Бэкона, Маркса и т.п., почему все их представления о градах благоденствия остаются
утопиями и по сей день? Они изымают элемент зла. По существу это есть доказательство его
необходимости от противного. 
        Примечание.  Каждый должен добром оправдывать все то зло, заложенное в него
Природой.   
Примечание. Ницше: «Ах, звери мои, только одному научился я до сих пор, что человеку
нужно его самое злое для его же лучшего».
    Вера есть тяга жизни, есть соотнесение себя с теми силами Природы, которые находят
отклик в каждой конкретной душе; ибо боги взывают к душам. Вера есть тайная связь с теми
силами Природы, которые покровительствуют человеку; эти силы можно олицетворять себе,
чтобы относится к ним, ибо силы Природы взыскуют кровь и плоть
    Бытие бога как олицетворения — в мире ценностей и природе тех сил, в которых
находят отклик конкретные ценности. Вне Природы бога нет.
    Любое олицетворение, отнесенное к ценностям, является условным; ибо конкретные
ценности суть условны и не могут претендовать на абсолют. Безотносительностью обладают
только общие ценности, такие как добро и зло, которые в свою очередь есть
противоположности отрицания и к которым относятся конкретные, жизненные ценности. К
Hosted by uCoz