Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 219 
Next page End  

Поскольку у разных шизоидов разное ощущение Гармонии, то им трудно найти взаимопонимание
друг с другом. Для реалистов же то, что для шизоида сверхзначимо, часто оказывается причудливой
чепухой. Порой даже психологичному шизоиду трудно донести до окружающих суть своих переживаний
так, чтобы они были полностью приняты. Неполным, частичным пониманием шизоид, в отличие от
других характеров, бывает неудовлетворен. Понять другого человека ему самому тоже сложно: ибо
глубоко понять — это на краткий миг соединиться душой, а как это сделать, если то, что для него свято,
для другого вообще не существует. Если аутизм, то есть невозможность адекватно выразить себя,
шизоидом может переживаться как терпкое, горькое чувство одиночества, как собственный дефект,
закрытость, то аутистичность в моменты вдохновения воспринимается как открытость, способность
видеть и чувствовать то, что скрыто от других.
Как же возможно встретиться с Духом и выразить эту встречу на языке реального мира? Встреча
может быть непосредственной во время мистического экстаза, дзен-буддистского сатори, медитации,
молитвы, в особые периоды жизни. Подобная встреча таинственно остается в душе, и обычные слова не
в силах ее выразить. Легче и чаще удается встретиться с Духом и материально воплотить эту встречу
через символ.
Символ — это живой знак духовно бесконечного. Как отмечал Юнг: «Знак всегда меньше, нежели
понятие, которое он представляет, в то время как символ всегда больше, чем его непосредственный
очевидный смысл» /80, с. 51/. Действительно, знак, обозначающий бензоколонку, больницу, столовую
— всегда меньше обозначаемых объектов, является скупым, безжизненным слепком с них. Другое дело
символ.
Лик на иконе несравнимо больше, чем портрет, в нем, за ним — бесконечность Божественной
святости. Когда верующий предстоит иконе, то не он смотрит на нее, а Лик божий зрит сокровенные
мысли в его душе.
Символ богат и жив, это дверца в глубинное, а не дорожный указатель. Одинокая хрупкая
снежинка, в темноте лунной ночи падающая на холодную неприветливую землю, может переживаться
кем-то, как символ человеческой судьбы. Символ тяготеет к бездонности, многозначности. Знак чем
однозначней, тем лучше; символ чем полифоничней, тем ценнее. Животное может неплохо
распознавать знаки, но понять символ оно неспособно. Символ раскрывается лишь духовному взгляду.
При плоском, механическом взгляде он вырождается в знак. Таинственная многозначность символа не
просто приписывается ему, а в момент духовной встречи раскрывается как живущая в нем, из него. Для
шизоидов символами могут
являться иконы, полотна В. Кандинского, А. Матисса, Н. Рериха, М.
Нестерова, А. Модильяни и многих других. Символами является восточный сад камней, японская
икебана, философичные хокку, многие стихи М. Лермонтова, А. Ахматовой, Н. Гумилева, А. Блока, Б.
Пастернака.
Приближение к Духу также возможно передать волшебно-сновидными образами, лишенными
полнокровной земной телесности, тяжести материального, что можно видеть на картинах Боттичелли,
Шагала, Борисова-Мусатова и других. Кинорежиссер Андрей Тарковский в своих фильмах нашел
удивительный язык сновидений, когда даже пролитое молоко, капающее со стола на пол, чарует нас
чем-то нездешним. Вся вроде бы обычная реальность сдвинута каким-то таинственным образом и
оживает неведомой жизнью. Слушая наиболее возвышенные произведения Баха и Бетховена, ощущаешь
небесную высоту, на которую возносится их необычайно стройная, гармоничная музыка. Подобной
высоты не ощутишь в музыке синтонных композиторов.
Интересно, что телосложение, жесты, форма лица шизоидов нередко несут в себе символику.
Возникает ощущение, что человек жестами не только комментирует свою речь, но и будто бы пишет ими
некие тайные, загадочные письмена (вспомним пластику движений французской певицы П. Каас и
мимического актера Марселя Марсо). Порой внешние проявления шизоидного человека не дают судить
о том, что скрывается за ними.
Э. Кречмер писал, что «многие шизоидные люди подобны римским домам и виллам с их
простыми и гладкими фасадами, с окнами, закрытыми от яркого солнца ставнями, но где в полусумраке
внутренних помещений идут празднества» /71, с. 468/. Для шизоидов, по наблюдениям Кречмера,
характерно лептосомное телосложение: узкий крепкий стан, вытянутое лицо и острый длинный нос. Но,
как показывает практика, может встречаться и астеническое, и диспластическое телосложение с
Hosted by uCoz