Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 219 
Next page End  

оно проявляется. Этих переназываний может быть несколько, но все они должны быть в рамках
функционального (конструктивного и целесообразного) позитивного описания. Никакие ругательные и
унижающие слова при переназывании недопустимы.
6.
Принцип тонкой дифференцировки. Предлагается выбрать, насколько сильно выраженным
хотелось бы иметь это качество. Выбор происходит в континууме от полного отсутствия до максимально
возможной выраженности — в зависимости от того, где, когда, при каких обстоятельствах человек
намеревается данное качество проявлять.
7.
Переосмысленное и переназванное качество с пониманием подлинной ценности, которая
лежит в его основе, оставляется в том количестве, которое является оптимальным для той или иной
ситуации. На этом этапе начинается собственно терапия, то есть работа с тем, что осталось вне
позитивного ядра данного качества. Обычно этим остатком является неадекватная форма выражения
(деструктивный паттерн), которую можно облагородить и изменить. Для реализации этого этапа могут
потребоваться техники прерывания деструктивных паттернов.
Таким образом, «бархатный подход» не нацелен на «хирургическое ампутирование» душевных
особенностей человека. Он позволяет бережно развивать и совершенствовать то, что человеку дано.
Данный подход помогает не только шизоидам. Но сама интенция подхода с
установкой на то, что
человек по своей сути глубинно позитивен, особенно созвучна многим шизоидным людям.
Приведем краткий конкретный пример «бархатного подхода». Отец предъявляет жалобы на свою
раздражительную несдержанность и моменты деспотизма в отношении сына. Он страдает оттого, что
иногда строго наказывает его. Благодаря «бархатной терапии» проясняются положительные намерения
отца: приучить мальчика к внутренней дисциплине, обучить новым формам поведения — что
действительно необходимо его сыну. Из-за неумения добиться этого спокойным образом отец прибегает
к слишком прямым способам, которые он хотел бы изменить на более разумные и мягкие. Если бы он
совсем не раздражался, то при данных обстоятельствах это означало бы либо безразличие, либо полное
отсутствие стеничности и решительности, без которых отец вообще оказался бы неспособным к
воспитанию мальчика.
Шизоидам полезны тренинги общения. Техники гуманистического слушания предполагают
присоединение к собеседнику, контакт с его чувствами, эмпатию, маркировку его эмоционально-
выразительных проявлений, двустороннюю обратную связь. Дефензивный шизоид, как и психастеник,
часто подстраивается под собеседника, мучается производимым впечатлением, теряя при этом
собственное достоинство, внутреннюю концентрацию и покой. Техники активного слушания
эффективно «не работают», если слушающий находится в состоянии тревожной суеты. Вот почему,
обучая дефензивных шизоидов навыкам коммуникации, прежде всего необходимо помочь им раскрыть в
себе мета-навык общения — глубокое внутреннее молчание особого рода. О таком молчании говорится
в духовных традициях. Мною разработано упражнение, которое я назвал «антигуманистическим»
слушанием.
Суть упражнения в следующем. На фоне релаксации человеку предлагается сконцентрироваться
на процессе дыхания и найти место в теле, где, как ему кажется, живет его душа, то есть доброта,
любовь, тихое радостное спокойствие. Это место условно называется «сердцем души». Как правило,
люди указывают на загрудинную область. Теперь уместно легкое трансовое наведение: человека просят
представить место, где ему было очень хорошо (это может быть реальное место, сон, фантазия) и еще раз
пережить приятное чувство. Также прошу живо воскресить в памяти любовь к себе со стороны кого-то.
Благодаря этому трансовому наведению человек сосредоточивается на ощущении теплой любви,
протекающей сквозь «сердце его души».
Дается ключевая инструкция, слушать другого человека, сохраняя контакт с дыханием и потоком
любви внутри себя. Сообщается, что понимание слов собеседника не является целью упражнения.
Главное, в присутствии другого человека сохранить внутреннее достоинство, спокойствие и контакт
с собой. Возникает ощущение внутренней тишины, мелкое «я» куда-то уходит, и о него не спотыкаешься.
Для многих тревожно-застенчивых людей явилось откровением, что можно находиться в контакте с
другим человеком, не теряя полноты себя. Собеседники отмечали, что их слушали как-то по-особому и
что в них самих стихала тревожная суета. Когда этот мета-навык становится устойчивым, наступает
время для обучения навыкам общения.
Hosted by uCoz