Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 219 
Next page End  

Прекрасным комментарием этого упражнения является мысль владыки Антония Сурожского:
«Надо стать, как музыкальная струна, которая сама не издаст звука, но как только к ней прикоснется
палец человека, она начинает звучать — петь или плакать» /95, с. 18/.
9. Учебный материал
1. Чтобы лучше вчувствоваться в мироощущение возвышенно-одухотворенных шизоидов,
рекомендую следующее, несколько экстравагантное упражнение, которое специально для этой цели
использую на своих семинарах. Обычно участники семинаров выполняют его с энтузиазмом.
Предлагается встать на самый высокий стол в комнате и посмотреть, как с него видится комната, люди в
ней, вещи и т. д. Когда этот взгляд сверху запоминается, человек спускается со стола, ходит по комнате,
общается с людьми, но при этом воспринимает происходящее одновременно с двух точек зрения. Он
видит происходящее таким, как видят его те, кто не стоял на столе, и одновременно таким, каким бы оно
виделось сверху. Цель упражнения: понять, что многие шизоиды таким образом и воспринимают
окружающее (обычным взглядом и взглядом с высоты). Можно сказать, что будто бы когда-то их душа
находилась высоко, а потом спустилась на землю, воплотившись в конкретном теле, но не забыла то,
что ей открывалось свыше. Этот взгляд сверху является для шизоида самым важным.
2.
В фильме М. Козакова «Безымянная звезда» показан добрый, милый, рассеянный шизоидный
учитель астрономии, который днями напролет сидит за своими научными книгами, мягко уклоняясь от
общения с назойливыми жителями провинциального городка. Он теоретически вычислил звезду,
которую никогда не увидит воочию, но хорошо представляет мысленно ее цвет, орбиту, спутники. Когда
он рассказывает об этой звезде, то становится страстным патетиком, от его тихой скромности не
остается и следа. В городок случайно попадает женщина, которая завораживает его красотой и
ощущением, будто она явилась из другого мира. С ней он делится сокровенным. «Бывают вечера, когда
небо мне кажется пустыней, звезды холодными мрачными покойниками... Но бывают вечера, когда все
небо полно жизни, когда, если хорошенько прислушаться, слышно, как на каждой планете шумят леса и
океаны. Бывают вечера, когда все небо полно таинственных знамений, словно это живые существа,
рассеянные по разным планетам, которые смотрят друг на друга, угадывают, подают знаки, ищут друг
друга...».
Жизнь разводит его с этой женщиной, но с ним остается его звезда, названная ее именем. Он
философически стойко переносит это расставание, так как знает, что «ни одна звезда не отклоняется от
своего пути, не останавливается».
3.
В книге Ф. Капра «Уроки мудрости» /90, с. 99-100/ показан разговор аутистических людей на
аутистическую тему, переданный в аутистическом стиле. Речь
идет о метафоре трансформации
универсального сознания в индивидуальное. Первый этап трансформации — образование волны в
океане. Волна есть океан, а океан есть волна. Здесь еще нет раздельности. Второй этап — краткие
моменты раздельного существования, когда волна раскалывается на капли, которые, падая, тут же
поглощаются океаном. Третий этап. Волна оставляет на берегу маленький водоем. Он представляет
собой продолжение океана и отдельную сущность до тех пор, пока не придет другая волна и не заберет
его с собой. Следующий этап — вода испаряется и образует облако. Первоначальное единство утеряно.
Но облако прольется дождем и воссоединится с океаном. И наконец, этап финального разделения —
снежинка. Связь с первоначальным источником кажется совершенно забытой. Снежинка представляет
собой четко структурированную индивидуальную сущность. Только глубокое знание поможет признать,
что снежинка есть океан, а океан — снежинка. Ей нужно, так сказать, пережить смерть «эго», чтобы
вернуться к источнику.
Так, присутствуя при разговоре С. Грофа и Ф. Капра, читатель переживает метафору «игры в
прятки» океана с самим собой. Для шизоида эта красивая метафора таит многообразие глубоких
духовных смыслов.
Глава 8. Органический характер
Hosted by uCoz