Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 219 
Next page End  

копейки, если заметит какой-то изъян в своей работе.
2. Некоторые наделены удивительной природной интуицией. Простодушный человек, придя в
лес, может лечь на землю и слушать ее, сроднясь с нею. После этого он «чует», где прячутся грибы и
ягоды, набирая их целыми лукошками к удивлению остальных. Простодушному хорошо на природе,
уютно, он чувствует с ней родство, но редко способен, в отличие от тонко чувствующих людей,
восхищаться красотой природы.
3. Душевность роднит сложного интеллигента и простодушного, в отличие от интеллекта не
разъединяя их, а глубоко связывая. Вспоминается няня Пушкина, Арина Родионовна, наполнившая в
детстве душу поэта богатством русского фольклора и теплой добротой своей простой души.
4. Интеллигенты должны быть благодарны простодушным людям, которые берут на себя
трудную и грубую работу, создавая возможность для интеллигентов заниматься кабинетным трудом.
5. Внутренняя сила простодушных заключается в их обоснованной уверенности по поводу
осмысленности собственной жизни. Они делают то, что до них делали тысячи других людей и без чего
невозможно жить: растят хлеб, строят дома и заводы, прокладывают дороги. Они точно знают, в
отличие от рефлексирующих интеллигентов, что их труд не напрасен. Сомнения в правильности своей
жизни им не нужны и излишни. Они скромно, цельно и крепко стоят на земле.
6. Раздерганные рефлексией сложные люди нередко ходили к людям этого типа учиться «правде
жизни» и ее цельности. Достаточно вспомнить Л. Н. Толстого и А. И. Солженицына. Простодушные
мудры не результатами духовных поисков, а исконной мудростью самой природы. В них живет доверие
к жизни и смирение перед ее жестокостью. Умирают такие люди тихо и скромно, без позы, криков и
вопросов. Они видят в смерти не врага, желающего лишить их жизни, а событие столь же естественное,
как жизнь, и так ее и принимают — спокойно. Как писал А. И. Солженицын в «Раковом корпусе» о
стариках крестьянах: «И отходили облегченно, как будто просто перебирались в другую избу». Подобное
мудрое смирение отражается в народном выражении — «Бог дал, Бог взял». В отличие от многих
органиков другого типа в душе простодушных есть чувство святого, иногда и чувство Бога. Это чувство
рождается не из книг и философствования, а переходит от отца к сыну, от матери к дочери.
Простодушные верующие обычно идентифицируют себя с Христом страдающим, а не воскресшим и
торжествующим. Отсюда рождается особое русское сострадание к немощным, убогим, несчастным. Для
простодушных важно не столько изучение Библии, сколько посещение церкви, там эти люди легко и
просто принимают Бога. С точки зрения некоторых интеллигентов, простодушное мироощущение есть
иное качество жизни, отличное от примитивности. Как сказал один из участников семинара по
характерологии: «У простодушных связь не с Высшим, как у шизоидов, а с Настоящим».
7. В этих людях много симпатичного: скромность, бескорыстие, безотказность, совестливость,
жалостливость, отвага, уважение у человеку, нерефлексирующее благородство действием. Они не
рассуждают о нравственности, но являются ее живыми носителями, а потому, несмотря на скудость их
культурных запросов, их не назовешь мещанами.
8. Для простодушных характерно скромное знание своего места в жизни и трудолюбие. Эти люди
от работы не бегут — с нею веселей, а без нее скучно. Простодушные люди служили господам в
дворянской России не по долгу, а по совести. Они чувствовали неправду в том, чтобы барин спину
гнул: у барина свои «умные» занятия.
9. У простодушных имелась своя культура, а именно — в России православный быт, бывший,
согласно П. Флоренскому, «телом» этой народной культуры. Когда этот быт был разрушен реформами
Петра Первого,
капитализмом и революцией, то крестьянин духовно осиротел. Городская и книжная
культура не возместили ущерб, так как они неродственны простодушным людям и труднее ими
усваиваются. Сегодняшние простодушные, живущие в городах, тянутся душой к деревне, лесу, речке,
домашним животным, но уклад жизни в деревнях выхолощен и пуст в сравнении с культурно-бытовым
богатством прежнего православного быта, в котором православие уживалось с языческими обрядами и
праздниками. Идеал христианской веры был аскетический, монашеский. Важным являлось не
перепутать Божеское с человеческим, а потому к чересчур предприимчивым людям было
подозрительное отношение по типу — «слишком уж деловой». Всех, кто интересуется корнями
народного характера и культуры, отсылаю к содержательной статье П. Флоренского «Православие» /99/.
Я дал описание «чистого» простодушного типа. Описание простодушных важно и для того,
Hosted by uCoz