Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 219 
Next page End  

чтобы не создавалось впечатления, что среди людей органического характера встречаются лишь
аморальные, антисоциальные типы.
3. Конституциональная глупость. «Салонное слабоумие»
Дебильность очень легкой степени и так называемая конституциональная (врожденная) глупость,
описанная П. Б. Ганнушкиным, находятся в малоотделимой пограничной области с некоторыми
интеллектуально ограниченными вариантами органической психопатии и акцентуации. В этих случаях
важен следующий практический момент: глупый человек может надеть роскошный стильный костюм,
очки в замысловато-сложной оправе, достать из дорогого дипломата томик стихов (которых почти не
понимает) и с большой самоуверенностью начать витиевато изъясняться. Некоторые люди,
гипнотизируясь подобным интеллектуальным антуражем, неспособны предположить, что перед ними
почти слабоумный человек. Заподозрить это можно, памятуя о том, что глупость способна рядиться в
высокопарную многозначительность. Если
внимательно вникнуть в нее, то чувствуешь, что ничего,
кроме банальности и скудоумия, в этих торжественных сентенциях нет. Интересно обозначали
подобную «умную» глупость старые психиатры — «салонное слабоумие». Прекрасной иллюстрацией
служат две пародийные миниатюры Ф. Раневской: «В доме творчества» и «Из писем Татьяне Тэсс» /100,
с. 96-110/. Клинически интеллектуальная недостаточность проявляется непониманием иронии,
недостаточной оценкой ситуации, затрудненным пониманием переносного смысла пословиц,
слабостью абстрактного обобщения.
4. Особенности проявлений характера в детстве (с элементами психокоррекции)
В этом разделе я остановлюсь лишь на проблемных органических детях. В современной
международной и американской классификации болезней мы можем увидеть описания таких детей в
рубрике «Расстройства или синдром с дефицитом внимания и гиперактивностью» (СДВГ). Клиническая
картина складывается из дефицита внимания, гиперактивности и импульсивности, в целом
соответствуя «бестормозному» варианту органиков по Г. Е. Сухаревой. С конкретными проявлениями
СДВГ можно ознакомиться в «Клинической психиатрии» Г. Каплана и Б. Сэдока /101, с. 334-335/.
Если клинически обобщить суть данного синдрома, то можно сказать, что ребенок страдает
избыточным импульсом к нецеленаправленному движению, с которым не может справиться; не умеет
регулировать активное внимание, осуществлять тормозящий контроль. Это характерно с детства и
вызывает проблемы как в школе, так и дома.
Красноречивое жизненное описание расстройств по типу СДВГ у «бестормозных» органических
детей дает А. Е. Личко. «С раннего детства обнаруживаются необычная крикливость, непоседливость,
постоянное стремление к движению. Мимика поражает грубой выразительностью. Долго сохраняется
младенческая привычка тянуться руками ко всем новым предметам, попавшимся на глаза, все хватать.
Внимание быстро перебегает с одного предмета на другой. Такие дети ни минуты не остаются в покое
— приходится слышать, что маленькими их привязывали к кровати, к стулу и т. п., чтобы немного
отдохнуть от их суеты. Несмотря на подвижность, моторные навыки развиваются с запаздыванием...
Школа с первых дней становится мучением для них, а они для школы. Не в силах долго усидеть
на месте, такие дети на уроках начинают бегать по классу, отвечать за других, прячутся под парту и там
играют. При вполне удовлетворительных способностях оказывается невозможным продолжительное
умственное напряжение. Пишут они грязно, неряшливо, их тетради и книги вечно замызганы, а одежда
испачкана. Крайне затруднена выработка всех поведенческих тормозов. Всякое «нельзя» дается с очень
большим трудом. Все желания они хотят исполнить сию же минуту» /6, с. 250-251/.
Необходимо разъяснить родителям, что поступки ребенка не являются умышленными, и в силу
своих личностных особенностей он не способен разрешать возникающие сложные ситуации.
Желательно доброе, спокойное и последовательное отношение к ребенку. Авторы брошюры
«Минимальные мозговые дисфункции у детей» пишут, что нужно избегать двух крайностей:
«проявления чрезмерной жалости и вседозволенности, с одной стороны, а с другой — постановки перед
ним повышенных требований, которых он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней
Hosted by uCoz