Navigation bar
  Print document Start Previous page
 122 of 219 
Next page End  

Представляется интересным ее предложение организовывать из учащихся сначала маленькие
бригады (2—3 человека), выполняющие отдельные небольшие задания, а затем более крупные бригады
(8—10 человек), объединяющиеся на больший срок для более сложных работ. Она отмечала, что только
при очень постепенном переводе возбудимого и необузданного ребенка из маленьких кратковременных
группировок в более крупные и длительные объединения педагогу удается воспитать у него
необходимую саморегуляцию поведения /25, с. 390/.
Органический психопатический ребенок нередко не знает удовольствия созидания, а только
разрушения. Поэтому большое значение приобретает терпеливое обучение его всем видам ручного туда.
«Сравнительно быстрое и ощутимое продвижение в приобретении новых навыков, наглядность
результатов работы, возможность их непосредственного
использования — все это служит хорошими
стимулами, помогает овладеть необходимыми навыками, а затем и пережить иногда впервые радость
созидания» /25, с. 390/. Также это дает опыт преобразования чрезмерной подвижности в
целенаправленную деятельность.
Г. Е. Сухарева отмечала, что «бестормозных» часто приходится усаживать за стол учителя или за
отдельный столик спиной к классу. Некоторым органикам даже завязывают глаза и читают вслух, чтобы
хотя бы в таких условиях они не отвлекались. Большое значение имеет четкий режим дня с правильным
чередованием труда и отдыха. Ритмическое повторение одних и тех же процессов гармонирует и
успокаивает перевозбужденную психику ребенка. Трудность коррекции «бестормозных» состоит еще в
том, что для них мало значит похвала и порицание. Когда их морально «прорабатывают», они со
скучающим видом только и ждут, когда эта «тягомотина» окончится. Включать в жизнь коллектива их
удается медленно, через поручение им отдельных кратковременных заданий.
К эксплозивным, похожим на эпилептоидов органикам требуется иной подход. Такие дети,
подростки не попадают в рубрику СДВГ. В них имеется достаточная целеустремленность и
последовательная настойчивость в осуществлении своих, чаще эгоистических желаний, усиленных
повышенными примитивными влечениями. Г. Е. Сухарева отмечала, что «все, что не имеет
непосредственного отношения к их потребностям, бытовому благополучию и примитивным
удовольствиям, не привлекает их внимания... Их отношение к занятиям определяется узкоутилитарным
подходом: они согласны учиться читать, писать и считать, так как эти знания нужны на каждом шагу; все
же остальные знания "лишние", от них "нет пользы"» /25, с. 396/.
Г. Е. Сухарева подчеркивала, что «основным содержанием бесед с эксплозивными подростками
на первых порах должно быть разъяснение им тех практических преимуществ, которые дают хорошие
взаимоотношения с товарищами: нужно жить дружно с ребятами, потому что одному играть во что-
нибудь нельзя, а без игры скучно; работать в мастерской и учиться вместе с товарищами легче, так как
есть кому помочь, а если ты не поможешь, то и тебе помогать не станут» /25, с. 395/. Г. Е. Сухарева
считала, что таким ребятам нельзя давать посты организаторов и руководителей, так как их
несправедливость, грубость, использование своего положения в личных целях вредны для всего
коллектива. В таких случаях «дипломатичным» приемом является ссылка на их здоровье, которое не
позволяет нести большую нагрузку. К своему здоровью они относятся заботливо, внимательно, через это
на них можно влиять. Для них важна похвала. Поэтому желательно давать им задания, в отношении
которых есть уверенность, что они их успешно выполнят.
Стоит опираться на их склонность к практической, конкретной работе, выполняемой по
определенному регламенту, на известную настойчивость. Правда, их возбудимость, взрывчатость
приводят к частым срывам, поэтому воспитание их требует большого терпения. Для них типично, что
«для себя» они работают гораздо лучше, чем для коллектива. В работе с ними важны чисто утилитарные
доказательства невыгодности позиции «одного против всех». Эти доказательства заставляют их
признать необходимость приспособления к жизни в коллективе и ограничения своих желаний.
Психотерапия в отношении таких детей, как и большинства органиков (включая взрослых), должна
строиться упрощенно и внятно.
Для органического ребенка нежелателен длительный просмотр телепередач, которые действуют
возбуждающе на нервную систему. Начинать ограничивать нужно с детства — иначе в подростковом
возрасте их не оторвать от кровавых и наполненных действием боевиков и фильмов ужаса. Телевизор
нередко полностью вытесняет из их жизни книгу.
Hosted by uCoz