Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 219 
Next page End  

диагностически важен и помогает беседовать не «вслепую», а с учетом его точки зрения.
Затем переходите к следующему этапу диагностической беседы —
уточнению.
Человек может
вкладывать свой смысл в слова, поэтому кратко, но не упуская ничего важного, сообщите ему, как вы его
поняли, попросив его «поправить» вас в случае неточности. Если он говорит общими словами,
например: «У меня депрессия, слабость воли», то необходимо уточнить, что кроется за этими словами, в
чем конкретно выражаются депрессия и слабость воли. Полагаться на самодиагностику человека нельзя.
После того приступайте к следующему этапу: целенаправленному выявлению симптомов аффективной
патологии, предварительно получив у собеседника разрешение на свои уточняющие вопросы. В
результате у вас должно сложиться ясное впечатление об основных опорных диагностических моментах:
1. Фон настроения, его изменчивость, зависимость от обстоятельств. Суточные колебания
настроения. Способность получать удовольствие от того же, от чего и раньше. Сохранность интересов.
Волевые проблемы.
2. Особенности мышления. О чем человек в основном думает. Как протекает мыслительный
процесс (замедленно, убыстренно, хаотично). Как человек оценивает и прогнозирует свою жизнь.
Самооценка. Суицидальные мысли.
3. Двигательная активность. Что делает в течение дня, много ли успевает. Трудно ли дается
физическое усилие.
4. Типичные физиологические нарушения. Сон, аппетит, половое влечение. Вегетативно-
сосудистые нарушения.
5. Соматические симптомы. Заболевания, их особенности. Мнения врачей о типичности
протекания болезни.
6. Необходимо наблюдать за мимикой и жестами, интонациями голоса, манерой поведения,
стилем одежды, пластикой движений, чтобы убедиться в невербальных признаках депрессии или мании
(или смешанного состояния).
Если возникает подозрение о скрытой депрессии, то помогает анкета П. Кильхольца,
приведенная выше.
Главное, чтобы в ваших вопросах человек ощущал не столько вопросы, сколько сочувствие,
заинтересованность, желание помочь. Необходимо применять такие приемы гуманистического
слушания, как эмпатия, обратная связь, «Я»-высказывания, осознание чувств (отделение их от оценок и
интерпретаций), парафраз, выделение ключевых выражений, позитивная лексика, маркировка и др. Они
делают беседу бережной и психотерапевтичной. Главное, чтобы в вашей манере беседовать не сквозила
изучающая отстраненность, чтобы собеседник не воспринимал вас, как непроницаемую статую. Такая
отстраненность окончательно «заморозит» депрессивного человека, вызовет у него мысли о своей
неполноценности. Необходимо оказывать собеседнику невербальную поддержку: кивнуть головой,
улыбнуться, в особо напряженные моменты подсесть ближе, как если бы вы хотели его подхватить, как
мать подхватывает неуверенно шагающего малыша. Важно находиться в едином эмоциональном поле с
человеком, чувствовать его чувства. В психотерапии это называется по-разному: присоединение,
раппорт и т. д. — хорошо, если это есть.
Большую роль играет атмосфера вашего взаимодействия. Если собеседник ощущает, что ему
можно говорить обо всем, не опасаясь осуждения, негативной оценки, безразличия, то возникающее
ощущение безопасности приводит
к доверию, желанию рассказать как можно больше. Можно сказать
депрессивному человеку, что любые чувства (или их отсутствие) имеют право на существование,
«неправильных» чувств, в отличие от поведения, не бывает. Он начнет в это верить, если вы
пользуетесь поддерживающими комментариями. Например: «Я понимаю вашу ненависть к спокойной
"моральной сытости" окружающих, ведь вами мир ощущается ужасающе несправедливым. Вам кажется,
что люди должны кричать об этом». Человеку с соматической маской депрессии можно сказать: «Я могу
понять, почему вы так подавлены. Я вижу, как вам больно». Следует давать собеседнику свободно
выражать свои эмоции. Если вы видите навернувшиеся на его глаза слезы, дайте ему выплакаться, не
останавливайте его.
Иногда человек не хочет о чем-то рассказывать и, чтобы избежать лжи и напряженных пауз,
предложите ему пользоваться принципом «редактирования». Этот принцип состоит в том, что пациента
просят говорить только правду, но степень откровенности он определяет сам. При этом желательно,
Hosted by uCoz