Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 219 
Next page End  

издержки могут задерживать развитие личности, затруднять учебу и трудовую деятельность больного и,
наконец, препятствовать лечению. Сущность заболевания раскрывается путем лишения его покровов
таинственности и печати деградации. Уместно сравнение с такими хроническими болезнями, как
ревматизм, туберкулез, диабет. Родным обычно разъясняется, что неправильные поступки больного,
невнимательность, рассеянность и т. д. могут быть выражением субклинических или малых приступов
или состояния измененного сознания (а не выражением хулиганства, непослушания.—
П. В.)» /121, с.
478/.
Если больной эпилепсией на длительное время уходит один из дому, то на руку ему можно
надеть специальный браслет, где будет указано, что он страдает эпилепсией, и перечень лекарств,
которые он принимает. В случае, если
он потеряет сознание, информация на браслете поможет
сориентироваться окружающим людям и врачам в правильном оказании помощи.
Прогноз. Выделяют эпилепсию с прогредиентным течением. Прогредиентный
(pro — вперед,
gradior — шагать, лат.)
движущийся вперед, нарастающий. Припадки продолжаются несмотря на
регулярное лечение. Иногда очень быстро наступает слабоумие и полная инвалидность. Наблюдается
эпилепсия и с регредиентным течением: припадки уменьшаются в частоте, иногда надолго
прекращаются. В ряде случаев полная работоспособность больного сохраняется в течение всей жизни.
Некоторые больные достигают состояния практического излечения. Прогноз хуже при начале
заболевания в раннем возрасте. В этих случаях чаще развивается слабоумие, чем при возникновении
болезни в более старшем возрасте. Прогноз зависит от правильно проводимого лечения и
реабилитационных мероприятий.
Особенности контакта и психотерапии. В данном вопросе будем опираться на работу В. Е.
Смирнова «Психотерапия при эпилепсии» /121, с. 472-488/. Он пишет, что «эпилепсия повергает
больного наземь не только во время припадка, она гнетет его и вне пароксизмов». В. Е. Смирнов
интересно видит взаимосвязь эпилептического процесса, реакций личности на него и
психотерапевтической помощи. Выделим следующие моменты.
1. Больной подсознательно ощущает неустойчивость своего состояния, из которого рождается
понятное стремление к устойчивости.
В связи с этим черты обстоятельности, педантичности,
аккуратности носят утрированный характер. Больной «цепляется» за мелочи. Он медлителен и инертен,
эгоцентрически концентрируется на своих интересах, его отличает заземленность восприятия. Он
избыточно печется о своем здоровье. Все это помогает больному бороться с ощущением
психологической неустойчивости, непредсказуемости.
2. В сознании больного в связи с припадками отмечаются значительные перерывы. Из-за этих
перерывов образуется дефицит в области познавательной
деятельности. Этим объясняется подчас
въедливый интерес к происходящему вокруг. Больные скрупулезно ведут дневники, расписывая в них по
дням и часам значимые события. Они нуждаются в том, чтобы их информировали о важных для них
делах и обстоятельствах.
3. В связи с тем, что тяжелые эпилептики часто находятся в сумеречном или полусумеречном
состоянии сознания, их видение мира затенено. У них возникает своего рода сенсорное голодание, с
которым связано общее чувство неудовольствия получаемого от жизни. «Сенсорное голодание
побуждает их припадать (прилипать) к фактам, явлениям, лицам, попавшим в сферу их переживания».
4. Поскольку снятие аффективной напряженности и формирование позитивного умонастроения
снижают судорожную готовность, то, по мнению В. Е. Смирнова, ведущим в психотерапевтической
помощи «является формирование системы преобладающего заряженного бодростью, ясного
умонастроения».
Придается большое значение установлению плотного, информационно насыщенного,
доверительного контакта с больным. Такие принципы первоначального контакта, как: а) краткий
расспрос больного, не дающий ему возможности «увязать в подробностях»; б) достаточно суровый тон
разговора с больным, не позволяющий ему много жаловаться, обвинять врача, «растекаться мыслью»; в)
прерывание больного в его обстоятельности, настаивание на кратких формулировках, обучение этим
формулировкам — представляются неадекватными /122, с. 264-270/. Подобная тактика повысит и без
того сильную душевную напряженность больного, озлобит его и ничему не научит.
Первые беседы с больным должны быть длительными, подчеркнуто внимательными.
Hosted by uCoz