Navigation bar
  Print document Start Previous page
 168 of 219 
Next page End  

понимая своей неадекватности. Его некритичность помогает ему не замечать иронии и смеха
окружающих, не придавать им особого значения. Приведу примеры В. Ю. Воробьева и О. П. Нефедьева
аутистической активности таких больных: «Задержанный милицией больной, бежавший по улицам в
плавках, на следующий день делает то же самое, но взяв паспорт для удостоверения личности... Одна из
больных, придя на прием к врачу и узнав, что, наверное, придется долго ждать, легла на сдвинутые
стулья, поставила рядом с собой термос и стала читать книгу для детского возраста, объяснив, что так ей
будет приятнее провести время» /136/.
В облике, поведении, образе мыслей прослеживается утрированная вычурность и нелепость.
Больные становятся эгоистичными, у них притупляется рефлексия, они теряют способность испытывать
внутренний конфликт. В жизни руководствуются странными соображениями, например, делают
карьеру, чтобы «усилить обмен веществ в нервных клетках». Микрокататоническая симптоматика
подчеркивает их вычурную своеобычность. Нередко такие больные отличаются напористостью,
гиперстеничностью, но их активность носит однообразный характер. Многие из них, будучи
монотонно-трудолюбивыми, сохраняют достаточно высокий уровень трудовой адаптации. Как правило,
негативные расстройства типа фершробен формируются с детства и к тридцати годам приобретают
устойчивый характер. Эти расстройства иногда еще называют эволюционирующей (прогрессирующей)
шизоидией. Однако сходство с шизоидом здесь носит лишь поверхностный характер.
Для диагностики шизофрении недостаточно формального наличия какого-либо позитивного
синдрома. Большее диагностическое значение имеют негативные расстройства.
5. Разбор шизофренических расстройств по Е. Блейлеру
Поскольку Е. Блейлер не только дал название болезни, но и глубоко проник в ее сущность,
представляется правильным подробнее ознакомиться с его воззрениями, дополнив их некоторыми
комментариями. Психиатрам всего мира хорошо известны так называемые четыре «а» Блейлера:
ассоциации, аффект, аутизм, амбивалентность. Рассмотрим эти понятия, опираясь на описание
Блейлером шизофрении в его «Руководстве по психиатрии» /139, с. 303-362/.
1. Расстройство ассоциативного процесса. При шизофрении ассоциации житейского опыта и
здравой логики ослабляются, «разрыхляются», расщепляются. На место разорванных ассоциаций
приходят новые, причудливые. Эту особенность Блейлер полагал наиважнейшей. Следует добавить, что
ассоциации связаны со всей психикой, которая, таким образом, также расщепляется.
Слабость реалистических ассоциаций приводит к тому, что разные идеи сливаются в одну, одна
идея замещается другой, часто встречаются символизации. Возможно, что Блейлеру помогли увидеть
данные характеристики шизофренического мышления работы З. Фрейда, которого он высоко ценил.
Именно Фрейд описал такие особенности бессознательного мышления, как сгущение, сдвиг, замещение,
символизация, — что не случайно, так как бессознательные процессы, которые исследовал Фрейд,
также не следуют связующей нити здравого смысла.
Следует заметить, что, возможно, у шизофреников даже бессознательные процессы отличаются
большей свободой от закономерностей повседневного опыта. Можно предположить, что при
шизофрении расщепляется как сознательная, так и бессознательная сфера души.
Блейлер приводит следующие примеры шизофренического мышления: «Господь Бог — это
корабль пустыни», где сведены в одно нелепое предложение идеи из библии о Боге, пустыне, верблюде,
вместе с почерпнутым из другого источника образным выражением для обозначения полезного
животного». «Параноидная больная считает себя бараном, то есть она соединилась со своим
возлюбленным пастором: пастор = Христос = ягненок = баран». «Отсутствие взаимной связи часто
отражается в ответах на вопросы: Почему вы не работаете (в домашнем хозяйстве)? «Ведь я не умею по-
французски». Здесь сохранена только форма ответа на вопрос; содержание ответа не имеет никакого
отношения к вопросу». «Часто получаешь письма от больных, где всевозможные вещи описываются из
окружающей обстановки, даже надпись на их ручке; но ни читатель, ни сам больной не знают, зачем
пишутся эти банальности».
Также автор отмечает, что порой в мышление больного вклиниваются образы, галлюцинации,
являющиеся для него «материализацией» символического смысла: больной видит огонь, его жгут огнем
Hosted by uCoz