Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 219 
Next page End  

сильнее разгорается обида, злость, желание отомстить. Эта смесь чувства неполноценности и
рожденного из него агрессивного мщения весьма похожа на то, что Ницше /154/ и вслед за ним Э.
Кречмер /155/ называли рессентиментом. В клубке этих чувств больная теряет покой, становится
нервозной, портится настроение. Ненависть к обидчикам нарастает, и вместе с ней страх пред ними.
Затем появляются намеки, насильственные мысли, снова преследователи начинают шевелиться,
обступает галлюцинаторный мир, и она опять в психозе. Таким образом, мы видим, что Света как бы
сама своим реактивным личностным переживанием «заводит» и «раскручивает» пружину психоза.
Болезнь наложила свой властный отпечаток на личность Светы, ее темперамент, направленность
интересов. Изменился вектор личностного развития. Все сильнее проявляется то, что она называет
«тихой надломленностью». Нет уже и следа прежнего безотчетного порыва доходить до глубин своих
душевных интуиций. Все больше преобладает защитное стремление жить простой ясной жизнью.
Сознательно избегает символического искусства, к которому раньше тянулась, ибо всякий символ несет
недосказанность, усложняет, размывает восприятие. Отказалась ставить пьесу о русском православии,
так как это тоже «горячая» тема: ведь думать о Боге — значит думать о дьяволе тоже. Стала чрезвычайно
мнительной, почти в любой неясности ей мерещится что-то страшное. Если услышит какое-то
«туманное» высказывание по телевизору или от людей, то сразу «всякие страхи в голову лезут».
Отказалась от телевизора, старается приглушить Свои чувства и мысли. Жизнь становится тусклее, но
спокойней. Сторонится лишних контактов с людьми — так тоже спокойней. Читает лишь хроники
старой доброй Англии или о быте русских графинь. Все это уютное, далекое, безопасное. От сложного к
простому, от запредельного к здешнему, от поисков к покою — такова динамика ее душевной жизни.
[Нередко при психозах динамика обратная: больной в своей душевной направленности становится
менее реалистическим, появляется склонность к метафизике, религии, мистицизму. Однако при любом
варианте динамики отмечается характерное потускнение, монотонизация душевной жизни.]
Проект бытия
Произошедшее с ней Света определила краткой формулой: «Мою жизнь сломали, впутав в
невыносимую ситуацию». При этом она отмечает, что «ситуация» явилась лишь десятикратным
усилением ее сложившихся отношений с окружающими.
Уже в детстве девочка отличалась своеобразием. Любимица матери, баловница, прелестная, с
белокурыми, красиво вьющимися волосами, милая, но с характером. Много читала, не стремилась в
веселый и бездумный коллектив сверстников. Еще маленькая жила по своим принципам, требуя их
признания у окружающих. Мальчишки во дворе дразнили ее: «Гадость, пакость, ненавижу». Именно эти
слова она кричала им в лицо, когда они обижали беззащитных животных. Всегда была остроранима,
ненавидела жестокость; ранило не только близкое, но и далекое. При этом могла быть нечувствительной
к чему-то, что обычно задевает большинство. Домашним хозяйством занималась сестра, Света же
читала, мечтала. К самостоятельной жизни оказалась неподготовленной. С обвинением
в голосе
рассказывала мне, что мама не научила ее жить в этом грубом мире. Убеждена, что жизнь «под
крылышком у мамы» и явилась истоком всех ее неприятностей. Отмечает, что, несмотря на домашнюю
оранжерейность, в семье между людьми были невидимые границы, внешне не броское, но ощутимое
отчуждение. Все жили сами по себе. С детства чувствовала свою исключительность, особенность.
Относилась к этой исключительности как к чему-то само собой разумеющемуся, как к цвету своих волос,
тембру голоса.
И вот она вышла из узкого семейного мирка в клокочущий большой мир. Хочется сказать свое
слово, занять место в обществе в соответствии со своим «природным аристократизмом». В душе все
чаще возникает чувство неподатливости мира, некоего сопротивления ее мечтам и желаниям. В мире
обнаруживается что-то бездушное, холодное. Мир людей оказывается конъюнктурным, пошлым,
безразличным к ее тонкости и богатству самовыражения. Она начинает пристально всматриваться в
механизмы социального муравейника и постепенно открывает для себя следующее. Социальный успех в
большинстве случаев зависит от особой способности делать карьеру. Людей с такой способностью она
называет удачниками, а себя причисляет к неудачникам. Неудачник вполне мог бы карабкаться по
общественной лестнице вверх, расталкивая локтями ползущих рядом, но не делает этого, так как это
противоречит его природе. Неудачник отличается патологической неспособностью приспосабливать
Hosted by uCoz