Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 219 
Next page End  

конкретных фраз и выражений. Но хорошо помнит общий смысл и тональность беседы.
По причине той же блеклой чувственности в его памяти не остается рельефного, устойчивого
отпечатка только что произошедшего события. Так он мучается и перепроверяет, уже в который раз,
закрыл ли дверь, выключил ли газ перед уходом из дома. Это не навязчивости, так как он на самом деле
не может убедительно для себя воспроизвести в памяти момент захлопывания двери, выключения газа.
И приходится повторять данные действия до тех пор,
пока не возникнет четкое воспоминание-
ощущение: да, газ выключен.
Эти проверки отчасти обоснованны, потому что психастеник по рассеянности действительно
иногда забывает выключить газ, закрыть дверь: проверки являются компенсацией его рассеянности.
Таким образом, мы видим у психастеника две причины неуверенности в собственных чувствах:
деперсонализация и слабая чувственность. Необходимо отметить, что деперсонализация и блеклая
чувственность неотделимо дополняют друг друга: блеклые чувства легче поддаются онемению, а
онемевшие чувства становятся более блеклыми. Психастеник компенсирует свою неуверенность
чрезмерной аналитичностью.
Аналитичность психастеника рефлексивна. Рефлексия
— это способность отстраненно
оценивать свои переживания, как бы выходя из себя и наблюдая за собой со стороны. Рефлексивность
— свойство абстрактного высокоорганизованного мышления. Интересно, с юмором описывал так
называемое «тройное я» психастеника П. Б. Ганнушкин: «его первое "я" чувствует страх; второе "я", не
желая обнаруживать перед другими свое психическое состояние, замаскировывает этот страх и
старается — часто с успехом — скрыть свое волнение и быть спокойным; наконец, третье "я" наблюдает
за первыми двумя, а подчас и подсмеивается над ними» /44, с. 438/.
Деперсонализация, блеклая чувственность, слабое вытеснение способствуют рефлексивной
аналитичности, так как мысль, не опьяняясь яркой красочностью впечатлений, захватывает душу,
сплетаясь в тягостный самоанализ-самоедство. Как выражался С. И. Консторум, психастеник
«совершает 80 тысяч лье вокруг своей персоны» /29/. При неудачах психастеник мало способен думать о
себе нейтрально или хорошо, и эти «80 тысяч лье» превращаются в 80 тысяч самобичеваний. Одна из
причин этого состоит в том, что неудачи актуализируют психастеническое чувство неполноценности во
всех его подробностях, с чем не может смириться ранимое самолюбие психастеника и мучительно
наказывает его. Самоанализ-самоедство часто не нравится самим психастеникам, так как не выводит их
к свету и только сильнее занижает самооценку. Другой человек бросил бы это тягостное занятие,
психастенику же непременно надо выяснить, что он за человек и чего стоит. Вытеснить из сознания это
неприятное выяснение он не способен. При этом он судит себя чересчур строго (мерки задает ранимое
самолюбие и гипертрофированная совестливость).
Нерешительность, а стало быть, трудность уверенно действовать также погружают психастеника
в тягостное размышление, по принципу «семь раз отмерь, один — отрежь». Вспомним Гамлета, образ
которого трактуется по-разному: от эпохального интеллигента до холодного эгоиста, философствующего
там, где это не уместно. Независимо от этих мнений, ясно одно: убей Гамлет без промедления своего
врага, великой пьесы не получилось бы. Вся соль пьесы — в глубоких размышлениях. Гамлет говорит:
«Так трусами нас делает раздумье». Интересна и обратная мысль, что трусость (нерешительность)
склоняет к тревожному размышлению. По отношению к психастенику верны обе эти мысли.
Сомнение
— типичная черта психастенической аналитичности. Сомнение — это встреча,
борьба нескольких мнений, логическая работа ума. Оно возможно лишь в ситуации неопределенности.
Когда психастеник сомневается, то это значит, что он не уверен ни в плохом, ни в хорошем. Если в
неопределенности психастенику видится какая-то значимая для него угроза, то он постоянно думает об
этом. Не думать для него в этой ситуации практически невозможно, тем более если речь идет о чем-то
важном. Бывает, что сомнение крутится и крутится внутри себя, не продвигаясь вперед и не в состоянии
остановиться. Изнурительно долго оно может работать вхолостую, пока неожиданно не озарится
пониманием. Или постепенно, почти незаметно для себя винт сомнения входит в изучаемый вопрос все
глубже и глубже, наконец достигая ответа. Психастеническое сомнение — это способность отыскивать
неприятную неопределенность и превращать ее в радующую ясность.
Существуют типичные мучающие психастеника размышления: вопрос о смерти и ведущих к ней
опасных болезнях; позор вообще и позорные болезни в частности; сумасшествие; благополучие свое и
Hosted by uCoz