Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 219 
Next page End  

2. Особенности проявления характера в детстве и юности
Уже у ребенка-психастеника больше тревожности, чем у других детей. Именно тревожности, а не
страхов. Страх — это непосредственное переживание опасности в момент встречи с ней, а тревожность
— мучительное ожидание опасности в будущем. В этом смысле у животных много страха, но мало
тревожности. Ребенок-психастеник тревожится, например, когда матери нет дома, его воображение
рисует картины всяческих несчастий. Даже если окажется, что мать задержалась, чтобы купить ему
подарок, он обижается на нее и не рад подарку.
Поскольку тревога связана с опасностью, которая только еще может случиться, то вполне
естественно возникновение защит. Подобная защита бывает реальной (например, мытье грязных рук
при опасении заразиться) или ритуально-символической, если надежного реального способа защиты не
находится. Г. Е. Сухарева /25, с. 291/ и другие детские психиатры отмечали у психастеников (особенно
часто в отрочестве) защитные ритуалы, «обереги». Их проявления многообразны (постукивания,
приметы, подсчет предметов и т. д.), а смысл один — чтобы не случилось чего-либо плохого.
Учеба в младших классах дается трудновато, так как основная нагрузка ложится на память,
способность к аккуратности, быстрому механическому усвоению навыков. Психастеникам присущ
постоянный самоконтроль, бесконечные перепроверки, медлительность — в связи с этим они могут не
успеть за урок справиться с контрольной работой. Во время докладов, публичных выступлений
озабочены тем, как их оценивают окружающие. Публичные выступления часто трудны или
невозможны. Они стремятся к порядку в учебе, но несобранность не позволяет им создать тот порядок,
что вызывает у них раздражение. Очень переживают за свою успеваемость. Их не следует жестко ругать
за плохие оценки, поскольку это порождает страх неудачи и затрудняет учебу. Если учитель по-доброму
относится к такому ученику, подбадривает его, когда нужно, то это положительно сказывается на
успеваемости.
В старших классах, где требуются аналитические способности, психастеники начинают учиться
лучше и нередко творчески. Неспособные механически зазубрить материал, они вынуждены
досконально логически разобраться в нем. Доходя до сути своим умом, они способны своими словами
ясно объяснить изучаемый предмет другим ребятам, приобретая в том качестве популярность среди
одноклассников. В институте их успеваемость повышается еще больше благодаря способности
логически обобщать и мыслить, пусть медленно, но глубоко по-своему, с желанием вникнуть в суть
любимых предметов. Во всей полноте аналитический талант психастеника нередко раскрывается уже в
зрелом возрасте.
Школьная общественная работа для них нелегка, так как они боятся ответственности и решений,
связанных с неопределенностью, риском. Они медленно сходятся с товарищами, ищут тех, которые не
травмируют их ранимость. Из-за моторной неловкости с трудом дается физкультура, уроки труда. А. Е.
Личко указывает /6, с. 50/, что у психастеника лучше удаются те виды спорта, где нагрузка падает на
ноги. Из-за того, что не любят и не умеют драться, вырабатывают в себе осторожность, умение обходить
конфликты, уступать. Обычно не умеют знакомиться и ухаживать за девушками, стыдятся проявить свою
влюбленность.
Несмотря на вышеописанное, психастеник-подросток и, особенно, ребенок не проявляет
тревожной психастенической цельности взрослого. По временам ребенок может легкомысленно махнуть
на что-то рукой, понадеяться на случай, вытеснить неприятность. В детстве у психастеника
более
«сочная подкорка», чем в старшем возрасте. Он больше способен к непосредственной, не обремененной
самоанализом радости жизни. Да и сама жизнь под крылышком родителей видится радостней,
безопасней. О многих опасностях ребенок-психастеник просто не знает и потому меньше тревожится.
Наибольшая нагрузка на психастенический характер падает в юности, когда он складывается в
систему. Во-первых, психастеник из узкого круга школы и семьи выходит в широкий мир, где
необходимо принимать быстрые и серьезные самостоятельные решения. Во-вторых, чем больше
психастеник узнает о жизни, тем больше он узнает об опасностях, и тем больше возникает поводов для
тревог. Мир «ощетинивается» новыми, до сей поры неизвестными опасностями. В-третьих,
усиливающаяся в юности рефлексия на фоне бледнеющей чувственности (в сравнении с детством) часто
усиливает нерешительность, стеснительность, трудности общения.
Hosted by uCoz