Navigation bar
  Print document Start Previous page
 63 of 219 
Next page End  

если чувствует, что абсолютно далек от мыслей жениться на ней. Многим психастеникам трудно, даже
страшновато перейти от романтического общения к физическому контакту.
6. Духовная жизнь
Психастеник компенсирует чувство неполноценности не тягой к власти, а стремлением к
личностному развитию. Ему важно искренне уважать себя и получить признание от других. Малейшая
незаслуженная слава, в отличие от истерика, эпилептоида, для него неприемлема. Психастеник тянется
к познанию самого себя, так как изначально сам себе неясен. Его рефлексивно-тревожный характер не
дает ему возможности полностью погрузиться в практическую, организационную деятельность.
Тревожные сомнения «растаскивают» его, и он глубинно нуждается в творчестве, чтобы с его помощью
собрать себя в осмысленную целостность. Страх смерти заставляет его думать о смысле жизни.
Нередко психастеник немного старик смолоду, так как не умеет жить настоящим, боится
будущего, с интересом вспоминает и погружается в свое прошлое. Это «стариковство» наполнено
разнообразными нравственными раздумьями, составляющими нерв духовной жизни психастеника. Мы
это ясно видим в гениальном творчестве психастенического А. П. Чехова.
Наибольшее удовлетворение психастеник получает от духовных раздумий и переживаний.
Зрелый психастеник старается привести свои знания о мире в систему, но она не становится замкнутой,
как это бывает с философскими системами шизоидов. Психастеник чувствует бесконечность,
незавершимость познания и благодаря этому понимает глубинно религиозных людей, говорящих о
неисповедимой тайне Бога. Однако сам он редко бывает истинно религиозен. Его мышлению созвучно
ощущение нерасторжимой связи и единства всего живого: природы, животных и человека. Не случайно,
что идея эволюции была развита психастеником Ч. Дарвином.
Психастенику страшно, что он умрет и от него ничего не останется, как будто и не было его на
свете. Некоторых психастеников немного согревает сознание, что их тело возвратится в лоно Природы
и будет продолжать соучаствовать в таинстве Жизни. Нередко психастеник старается победить смерть
«социальным бессмертием»: остаться в жизни людей светлой памятью, книгами, научными трудами,
полезными делами. Через все это люди будут продолжать общаться с ним, и в этом общении его жизнь
как бы продлевается.
Одна психастеническая женщина рассказала мне, что ей о смерти думается легче при мысли, что
в жизни останутся люди или хотя бы один человек, очень похожий эмоционально-личностно на нее. Он
будет так же горевать и тому же радоваться, чему и она. От этой реалистической мечты возникало
ощущение, будто и она сама будет продолжать жить.
Некоторым психастеникам подходит чеховское рассуждение, что между отрицанием и
признанием Бога лежит широкая область, в которой нужно найти себя. Они пытаются искать, и опять
же чеховская мысль точно комментирует их поиски: когда мучит жажда, то кажется, что выпьешь океан,
а приступишь — с трудом три стакана осилишь. Так и психастеник — тянется к вере, особенно под
влиянием близких, но вместить в себя многого не может. Не удается оторваться от земли в неземной
экстаз и наполниться Божественной благодатью. В бессмертие души трудно верить, так как ее
источником психастеник ощущает, как и другие реалисты, лишь свой телесный организм.
Некоторые психастеники являются «неисправимыми» атеистами, но и они обычно на первое
место ставят духовность, только понимают ее вне религиозного контекста. Для некоторых
психастеников, как я это замечал, актуально деление христианской религиозности на следующих два
типа. В первом основное значение придается осознанной вере со всеми ее таинствами и обрядами,
определенному толкованию святых книг, которому нужно беспрекословно следовать. Те, кто выполняет
все требования, спасаются, остальные же должны последовать в ад, в лучшем случае — в чистилище.
Второй тип веры исходит оттого, что Бог — бесконечно милостив и является сердцеведом, а не
требовательным формалистом. Тогда спасение зависит не от сознательной веры и выполнения обрядов,
а от того, что живет в сердце человека и насколько он несет добро людям. Таким образом, патриарх
может быть не спасен, а последователь нехристианского вероисповедания помилован.
Психастеника, как правило, отталкивает первый, идеологически-догматический тип веры и
больше привлекает второй, экзистенциальный вариант. Более того, некоторые священники открыто
Hosted by uCoz