Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 219 
Next page End  

Ему, в отличие от астеников, нужно изучать характерологию научно, то есть конспектируя
литературу, осваивая термины. Психастенику обычно это не в тягость, так как помогает четче
разобраться в себе. Многие из них в результате таких занятий ощущают несомненную тягу к психиатрии,
психотерапии. Если не удается профессионально работать по этим специальностям, то всегда возможно
стать психотерапевтом для себя и окружающих людей. Если это получается, то психастеник становится
еще защищеннее. И тут происходит метаморфоза: он начинает изучать те события в человеческих
взаимоотношениях, которые прежде только грубо травмировали его. Психастеник с его рассудочностью
и защитной деперсонализацией способен неплохо удерживаться в позиции исследователя, если по-
настоящему увлечется изучением людей. Тогда травматический опыт трансформируется в обучающий.
Подобную закономерность мы видим и в жизни талантливых писателей. Когда человек изучающе
понимает свои трудности, то они легче переживаются и могут меньше ощущаться, иногда пропадают
совсем.
В ТТС внимание обращается на созвучие человеку того или иного произведения культуры,
выясняется, обнаруживает
ли он свое сокровенное душевное движение выраженным в той или иной
картине, рассказе, фильме. У пациента возникает ощущение, что если бы он умел рисовать, то рисовал
бы в таком же духе, как созвучный ему художник. Механизм созвучия вкупе с механизмом контраста и
дополнения дает возможность найти себя как неповторимую индивидуальность.
С. И. Консторум в психотерапии психастеников придавал большое значение психагогике
(целительному воспитанию личности) и активирующей психотерапии /60/. Активирование — это такая
деятельность, благодаря которой человек получает заряд энергии, любовь к жизни, более высоко
оценивает себя. В соответствии с этим С. И. Консторум побуждал психастеников, чтобы они как можно
интенсивнее взаимодействовали с жизнью /60, с. 128-129/. Психастенику нужно «поджигать» свою
блеклую чувственность и освежать «кислый» жизненный тонус.
В активировании важен принцип: сначала сделай хорошее дело, а уж потом раздумывай.
Психастеник должен удостовериться самой жизнью, что в нем есть своя ценность. Первым таким
доказательством может стать показанный на группе слайд, прочитанный рассказ, высказанное
интересное мнение при условии, что участники группы искренне сообщают о тех ценных
психастенических качествах, которые высвечиваются его творчеством.
Необходимо помочь психастенику некоторые свои особенности, которые он трактует как
недостатки, рассмотреть под позитивным углом зрения. У них нередко встречается глубокий творческий
ум, но слаба его «инструментально-багажная» часть: память, эрудиция, быстрота сообразительности.
Обсудим слабую механическую память психастеников. Она плохо хранит даты, стихи,
подробности рассказов, но схватывает и удерживает логическую и эмоциональную суть происходящего,
особенно если это связано со значимыми переживаниями психастеника. Нередко хорошо помнится
собственное личное впечатление и сопутствующие ему мысли. Память его часто широка в том смысле,
что психастеник, забывая детали, помнит, к какой книге или какому автору ему следует обратиться по
интересующему вопросу, что позволяет ему легко выходить
на первоисточники и словари. Человек с
хорошей памятью, вспоминая что-то, как будто достает четкую стандартную фотографию. Психастеник
же с плохой памятью как бы рисует картину на заданную тему, и всякий раз чуть по-новому, но
доходчиво и своими словами. Эта особенность делает его хорошим педагогом и творческим
исследователем. Психастеник способен программировать свою память на значимую информацию. То,
что его глубоко волнует, он помнит в деталях.
Люди данного характера нередко стыдятся своей небогатой эрудиции. Иногда им кажется, что
они напрасно читают книги, так как многое из них забывается. Уместно рассказать психастенику о
принципе «альпиниста», упомянутом А. Шопенгауэром. Альпинист, поднимаясь в гору, забивает
колышки для опоры. Когда он стоит на вершине, то главным является раскрывающаяся перед ним
панорама, а не колышки. Так же и психастеник, читая много книг, но смутно помня их содержание, не
потерял время зря. Благодаря прочитанным книгам что-то, несомненно, изменилось в нем, и он
воспринимает мир сложнее и шире. Детали (колышки) забываются, но происходит обогащение
личности, которая поднимается на ступеньку выше. Неплохо показать психастенику, что некоторые
высокомерные умники-эрудиты не столько думают, сколько жонглируют умными чужими мыслями.
Что же до самой сообразительности, то, пожалуй, психастенику стоит признать ее за собой. Он
Hosted by uCoz