Navigation bar
  Print document Start Previous page
 145 of 274 
Next page End  

тенденция к прогрессивному уменьшению по мере того, как дети становятся старше (хотя более легкая
недостаточность часто остается во взрослой жизни). Обычно задержка в развитии или повреждение
прооявляются с такого раннего периода, как только это могло быть обнаружено, без предшествующего
периода нормального развития. Большинство этих состояний отмечается у мальчиков в несколько раз
чаще, чем у девочек.
Для нарушений развития характерна наследственная отягощенность подобными или
родственными расстройствами и имеются данные, предполагающие важную роль генетических
факторов в этиологии многих (но не всех) случаев. Средовые факторы часто оказывают влияние на
нарушенные развивающиеся функции, но в большинстве случаев они не имеют первостепенного
значения. Однако, хотя обычно не имеется существенных расхождений в общей концептуализации
расстройств этого раздела, в большинстве случаев этиология неизвестна, и сохраняется неуверенность
относительно границ и определенных подгрупп нарушений развития. Более того, существуют два типа
состояний, включенных в этот раздел, что не полностью отвечает широкому концептуальному
определению, приведенному выше. Во-первых, это расстройства, в которых была несомненная фаза
предшествующего нормального развития, такие как дезинтегративное расстройство детского возраста,
синдром Ландау-Клефнера, некоторые случаи аутизма. Эти состояния включены сюда потому, что хотя
их начало различно, но их характерные особенности и течение имеют много сходного с группой
нарушений развития; кроме того, неизвестно, отличаются ли они этиологически. Во-вторых, есть
расстройства, прежде всего определяемые как отклонения, а не задержка в развитии функций; это
особенно применимо к аутизму. Аутистические расстройства включены в этот раздел потому что, хотя и
определены как отклонения, задержка развития некоторой степени обнаруживается почти постоянно.
Кроме того, есть частичное совпадение с другими нарушениями развития как в смысле характерных
особенностей отдельных случаев, так и в сходной группировке.
/F80/ Специфические расстройства развития речи и языка
Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах.
Состояния нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными
повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок может быть более
способен общаться или понимать в определенных, хорошо известных ситуациях, по сравнению с
другими, но речевая способность всегда повреждена.
Дифференциальный диагноз:
Как и при других нарушениях развития, первая трудность в диагностике относится к
дифференциации от нормальных вариантов развития. Нормальные дети значительно различаются по
возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь и по темпу прочного усвоения речевых
навыков. Такие нормальные вариации во времени приобретения речевых навыков имеют
незначительное или неклиническое значение, так как большинство "поздно говорящих" продолжают
развиваться совершенно нормально. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями
развития речи и языка, хотя большая часть из них достигает в конечном счете нормального уровня
развития речевых навыков. Они имеют множество сопутствующих проблем. Задержка развития речи
часто сопровождается трудностями в чтении и письме, нарушениями межперсональных связей,
эмоциональными и поведенческими расстройствами. Поэтому ранняя и тщательная диагностика
специфических нарушений развития речи очень важна. Не существует ярко очерченного разграничения
от крайних вариантов нормы, но для суждения о клинически значимом расстройстве используются
четыре основных критерия: тяжесть; течение; тип; и сопутствующие проблемы.
Как общее правило, задержка речи может считаться патологической, когда она является
достаточно тяжелой с отставанием на два стандартных отклонения. В большинстве случаев такого
уровня тяжести имеются сопутствующие проблемы. Однако, у детей более старшего возраста уровень
тяжести в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует
естественная тенденция к неуклонному улучшению. В этой ситуации полезным показателем выступает
течение. Если текущий уровень нарушения относительно легкий, но тем не менее в анамнезе имеется
Hosted by uCoz