Navigation bar
  Print document Start Previous page
 162 of 274 
Next page End  

проявлениями брутального поведения, таким как "несоциализированное расстройство поведения". Тем
не менее, современные данные подтверждают выделение группы, в которой гиперкинезии является
главной проблемой.
Гиперкинетические расстройства встречаются у мальчиков в несколько раз чаще, чем у девочек.
Частыми являются сопутствующие трудности в чтении (и/или другие школьные проблемы).
Диагностические указания:
Кардинальными признаками, необходимыми для диагноза, являются нарушенное внимание и
гиперактивность, они должны выявляться более чем в одной ситуации (например, дома, в классе, в
больнице). Нарушенное внимание проявляется преждевременным прерыванием заданий, когда занятие
остается неоконченным. Дети часто меняют одну деятельность на другую, по-видимому, теряя интерес к
одной задаче вследствие того, что они отвлекаются на другую (хотя лабораторные данные обычно не
выявляют необычную степень сенсорной или перцептивной отвлекаемости). Эти дефекты
настойчивости и внимания следует диагностировать, только если они чрезмерны для возраста ребенка и
коэффициента его умственного развития.
Гиперактивность предполагает чрезмерную нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих
относительного спокойствия. Это может, в зависимости от ситуации, включать в себя бегание и
прыгание вокруг; или вскакивание с места, когда полагается сидеть; или чрезмерную болтливость и
шумливость; или ерзание и извивание. Стандартом для суждения должно быть то, что активность
является чрезмерно высокой в контексте ожидаемого в этой ситуации и по сравнению с другими детьми
того же возраста и интеллектуального развития. Эта поведенческая особенность становится наиболее
очевидной в структурированных, организованных ситуациях, требующих высокой степени
самоконтроля поведения.
Нарушенное внимание и гиперактивность должны быть в наличии; кроме того, они должны
отмечаться более чем в одной ситуации (например, дом, класс, клиника).
Сопутствующие клинические характеристики не достаточны и даже не необходимы для диагноза,
но подтверждают его; расторможенность в социальных взаимоотношениях; безрассудство в ситуациях,
представляющих некоторую опасность; импульсивное нарушение социальных правил (об этом
свидетельствует то, что ребенок вторгается или прерывает занятия других или преждевременно
сбалтывает ответы на вопросы, до того, как они закончены, или ему трудно ждать в очереди), - все они
являются характеристиками детей с этим расстройством.
Нарушения обучения и двигательная неуклюжесть встречаются с высокой частотой; в случае их
наличия они должны кодироваться отдельно (под рубрикой F80 - F89), но они не должны являться
частью настоящего диагноза гиперкинетического расстройства.
Симптомы расстройства поведения не являются критерием исключения или включения для
основного диагноза; но их наличие или отсутствие составляет главную основу для подразделения
расстройства (смотри ниже).
Характерные проблемы поведения должны иметь раннее начало (до возраста 6 лет) и
длительную продолжительность. Однако до возраста поступления в школу гиперактивность тяжело
распознать вследствие разнообразных вариантов нормы: только крайние уровни гиперактивности
должны вести к диагнозу у детей дошкольного возраста.
Во взрослой жизни диагноз гиперкинетического расстройства все еще может быть сделан.
Основание для постановки диагноза то же самое, но внимание и деятельность следует рассматривать со
ссылкой на соответствующие нормы, связанные с процессом развития. Если гиперкинезия существовала
с детского возраста, но в последующем сменилась другими состояниями, такими, как диссоциальное
личностное расстройство или злоупотребление токсическими веществами, тогда следует кодировать
текущее состояние, а не прошлое.
Дифференциальный диагноз:
Часто речь идет о смешанных расстройствах и в таком случае диагностическое предпочтение
следует отдавать общим расстройствам развития, если таковые имеют место. Большую проблему в
дифференциальном диагнозе представляет дифференциация от расстройства поведения.
Гиперкинетическому расстройству, когда удовлетворяются его критерии, следует отдавать
диагностическое предпочтение перед расстройством поведения. Однако, более легкие степени
Hosted by uCoz