Navigation bar
  Print document Start Previous page
 169 of 274 
Next page End  

соответствие процессу развития) использован как ключевой диагностический признак в определении
различия между эмоциональными расстройствами, начало которых специфично для детского возраста
(F93.x), и невротическими расстройствами (F40 - F49). Достоверность этого различия является
неопределенной, но есть некоторые эмпирические доказательства, предполагающие, что
соответствующие развитию эмоциональные расстройства в детстве имеют лучший прогноз.
Исключается:
- эмоциональные расстройства, связанные с расстройством поведения (F92.x).
F93.0 Тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой
Для младенцев и детей дошкольного возраста является нормальным показывать некоторую
степень тревоги в отношении реального или угрожающего отделения от людей, к которым они
привязаны. Данное же расстройство диагностируется тогда, когда страх отделения составляет основное
в тревоге и когда такая тревога впервые возникает в ранние годы жизни. Она дифференцируется от
нормальной тревоги в связи с разлукой по степени, которая выходит за пределы статистически
возможной (включая анормальную стойкость свыше обычного возрастного периода), и по сочетанию со
значительными проблемами в социальном функционировании. В дополнение диагноз требует, чтобы не
было генерализованного расстройства личностного развития или функционирования (если оно есть, то
надо думать о кодировании из рубрик F40 - F49). Тревожное расстройство, связанное с разлукой,
возникающее в неподходящий развитию возрастной период (например, в подростковом возрасте), не
кодируется здесь, если только оно не составляет анормального продолжения соответствующего
развитию тревожного расстройства в связи с разлукой.
Диагностические указания:
Ключевым диагностическим признаком является чрезмерная тревога, касающаяся отделения от
тех людей, к которым ребенок привязан (обычно родители или другие члены семьи), что не является
частью генерализованной тревоги относительно многих ситуаций. Тревога может принимать форму:
а) нереалистичного поглощающего беспокойства о возможном вреде, которому могут
подвергнуться лица, к которым испытывается привязанность, или страха, что они оставят его и не
вернутся;
б) нереалистичного поглощающего беспокойства, что какой-либо неблагоприятный случай
разлучит ребенка с лицом, к которому испытывается большая привязанность, например ребенок
потеряется, будет похищен, поступит в стационар или будет убит;
в) упорного нежелания или отказа идти в школу из страха расставания (а не по другим причинам,
например, что в школе что-то случится);
г) упорного нежелания или отказа идти спать, чтобы быть рядом с лицом, к которому
испытывается большая привязанность;
д) упорного неадекватного страха одиночества или страха оставаться в течение дня дома без
лица, к которому испытывается большая привязанность;
е) повторяющихся ночных кошмаров о разлуке;
ж) рецидивирующего появления физических симптомов (таких как тошнота, боль в животе,
головная боль, рвота и пр.) при разлуке с лицом, к которому испытывается привязанность, например,
когда надо идти в школу;
з) чрезмерного повторяющегося дистресса (проявляющегося тревогой, плачем, раздражением,
страданием, апатией или социальной аутизацией) при предчувствии разлуки, во время или сразу вслед
за разлукой с лицом, к которому испытывается большая привязанность.
Многие ситуации, связанные с разлукой, также включают в себя другие потенциальные стресс-
факторы или источники тревоги. Диагноз опирается на выявление того, что общим в различных
ситуациях, дающих начало тревоге, является разлучение с лицом, к которому испытывается большая
привязанность. Это возникает чаще всего, по-видимому, при отказах от посещения школы (или
"фобиях"). Часто речь здесь, действительно идет о тревожном расстройстве в связи с разлукой, но иногда
(особенно у подростков) - нет. Отказы от посещения школы, возникающие впервые в подростковом
возрасте, не должны кодироваться в этой рубрике, за исключением случаев, когда они прежде всего
являются проявлением тревоги разлучения и эта тревога впервые в патологической степени проявилась
Hosted by uCoz