Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 100 
Next page End  

темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся
просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он
предстает в печальном виде. 
Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но
безрадостный.
Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что
выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.
Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и
синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение» (#794). Красный
(кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения.
Более темный символизирует старость, а светлый — юность.
Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он — любимый цвет правителей и выражает
серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное
стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда» (#798).
Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз,
по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не
хочется и нельзя идти дальше (#802).
Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у
человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к
цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией
психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние.
Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит
цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к цельности и
всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты
экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и
деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие
гармоничные цветовые сочетания: желтый — красно-синий; синий — красно-желтый;
пурпур — зеленый.
Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что
психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего
уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической
цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов
составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг
напротив друга по диагонали. 
Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет
«характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают
определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к
состоянию психологического равновесия.
«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета,
разделенные в цветовом круге одной краской.
Желтый и синий. По выражению Гете — скудное, бледное сочетание, которому не хватает
(для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным»
Hosted by uCoz