Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 100 
Next page End  

недостаточная степень систематизации и обобщения накопленных фактов, касающихся
отношения цвет-психика. Предлагаемая читателю монография является попыткой
преодолеть это препятствие. 
ГЛАВА 1. Цветовой символизм в истории и культуре человека
Проблема цветового символизма является одной из центральных при изучении
взаимосвязей между цветом и психикой. Происхождение цветового символа, его
содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям в жизни людей,
межкультурные различия в цветовой символике — вот одни из главных вопросов этой
проблемы.
Количество цветовых символов достаточно ограничено. Наиболее часто в этом качестве
используются т.н. «основные цвета», к которым, обычно, относят белый, черный,
красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в
зависимости от конкретной культуры. Попытки ввести жесткие критерии, позволяющие
отнести тот или иной цвет к «основным», либо нет, не увенчались успехом. Содержание
понятия «основной цвет» далеко не однозначно. Более подробно с этой проблемой можно
ознакомится в работе Р.М. Фрумкиной «Цвет, смысл, сходство» (1984).
Можно выделить три основных типа цветовой символики. Цвет сам по себе (т.е.
изолированно от других цветов и форм) представляет собой первый тип цветового
символа, отличающийся многозначностью и противоречивостью. Вторым типом
цветового символа является цветовое сочетание, содержащее два и большее число цветов,
составляющих символическое целое, смысл которого не сводится к сумме значений
отдельно взятых цветов. Соединение цвета и формы представляет собой третий тип
цветового символа — символика цветных форм, причем, как абстрактных геометрических
фигур (круг, квадрат, треугольник), так и конкретных физических предметов, например,
символика драгоценных камней.
Кроме наглядно-чувственных, визуальных форм цветового символа, существует и
языковые, речевые — «цветовые метафоры». Они широко используются в бытовой и
литературной речи, и стали неотъемлемым компонентом современных языков, причем,
многие из них возникли сравнительно недавно (например, «синий чулок»).
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда
человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой
символизм прошел большой путь. Традиции цветовой символики сейчас, во многом,
утеряны особенно в индустриальных странах, в которых преобладает утилитарное
отношение к цвету.
С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан
с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, сакральных,
божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на
«белую» и «черную» свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.
Роль цвета в религиозном сознании людей, особенно древних, трудно переоценить. Как
показывают археологические, исторические и этнографические исследования мистические
представления человека и цветовая символика были тесно взаимосвязаны. 
1.1. Цвет и магия у первобытных народов
Hosted by uCoz