Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 100 
Next page End  

привести к задержкам и искажениям нормального хода развития нервно-психической
деятельности ребенка. В этой связи, можно предположить, что т.н. «ночные страхи» детей
младшего школьного возраста, при которых ребенок не может заснуть в темной комнате
из-за страха перед ее чернотой и требует приоткрыть дверь или зажечь свет, связаны,
кроме всего прочего, и с «цветовой (световой) депривацией». Страх ребенка, тем самым,
отражает фрустрацию, возможно, обостренной потребности в цветовом воздействии на
его ЦНС.
Какие именно структуры и функции Центральной нервной системы требуют для своего
нормального развития цветовое воздействие? Этот вопрос на сегодняшний день остается,
практически, без ответа.
2.2.3. Цветовые предпочтения взрослого населения
Если цветовые симпатии детей обусловлены, прежде всего, энергетическими
характеристиками цвета, то у взрослых они не в меньшей мере зависят и от
информационной составляющей цветового воздействия, которая, в свою очередь,
определяется общественно-культурным опытом, традициями цветовой символики, модой
и т.д. Цветовые предпочтения детей в гораздо меньшей степени индивидуальны, чем у
взрослых, поэтому выявление какой-то одной общей тенденции для последних, весьма,
проблематично. Однако подобные попытки неоднократно предпринимались.
Наиболее широкомасштабное из подобных исследований было проведено R.W. Bunham,
R.M. Yanes и C.J. Bartleson (1963), обследовавших 21060 испытуемых различного пола и
возраста. Наиболее предпочитаемыми цветами оказались голубой, красный, зеленый,
фиолетовый, оранжевый и желтый.
Сходные результаты, поставив перед собой задачу определения нормативных показателей
цветовых предпочтений взрослых, получили А.Е. Ольшанникова, В.В. Семенов и Л.М.
Смирнов (1976) при изучении цветовых выборов 386 испытуемых. Самым
привлекательным испытуемые выбрали голубой цвет. Вслед за ним расположились белый,
зеленый, красный, синий, желтый, серый, фиолетовый и черный.
Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) указывают на то, что с возрастом растет предпочтение более
темных, спокойных тонов — коричневого, оливкового, серого, черного, но в целом, по
прежнему, чаще предпочитаются красный, желтый, зеленый и синий. При этом мужчины
больше симпатизируют красному и желтому, а женщины — синему.
А.М. Эткинд (1985) указывает на несколько иные зависимости цветовых выборов. Так
испытуемые юношеского возраста в его выборке оказывали значительно более частое
предпочтение синему и черному в сравнении с пожилыми. Но вместе с тем, последние
чаще предпочитали серый и коричневый. Кроме того, молодые испытуемые
«недолюбливали» оттенки зеленого. Половые различия сказались в предпочтении
желтого: он чаще выбирался мужчинами. В отношении 2-х цветов (в качестве
экспериментальной методики использовался тест Люшера) была выявлена значимость
фактора образования: испытуемые с высшим образованием реже предпочитали синий и
фиолетовый.
И.А. Скоттом (см. руководство к тесту М. Люшера под ред. Г. Клара — 1974) в Англии
было проведено обследование 800 испытуемых, взрослых обоего пола. Для
экспериментальных целей из всего массива данных были взяты две выборки, по 50
результатов тестирования методикой М. Люшера в каждой. Статистический анализ
Hosted by uCoz