Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 100 
Next page End  

способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают
перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Почему
это так?
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах
физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и
чувств. Филогенетически ощущения и чувства неразрывно связаны между собой. Для ряда
модальностей, особенно интерорецептивных (органических), характерно, по выражению
Вундта, почти «совершенное поглощение чувством» всех остальных частей ощущения. В
первую очередь, это чувства удовольствия и неудовольствия. Воздействие раздражителя
вызывает не только ощущение (сенсорный компонент), но и чувство по отношению к
этому ощущению. Можно сказать, что ощущение «пристрастно». Психика человека
преимущественно ориентирована на внешнюю реальность. Экстерорецептивные
ощущения в отличие от интерорецептивных, имея четкую предметную отнесенность
(особенно в зрительной и слуховой модальностях), а также в силу своего большего
количественного и качественного разнообразия, оказываются более адекватными для
воплощения всего многообразия чувств и настроений человека, как это отмечает Вундт.
Проведя анализ цветовых модальных характеристик эмоциональных процессов, Вундт
указывает на различие физических основ эмоциогенного действия цветов и звуков.
Пространственная симультанность зрительных модальных компонентов эмоций в отличие
от временной сукцессивности слуховых компонентов дает первым определенное
преимущество за счет своей пространственной стабильности и симультанной данности.
Поэтому цвет как экстерорецепторный раздражитель не только вызывает ту или иную
эмоцию, но и является исключительно удобным средством для объективации
эмоциональных переживаний человека.
Л.М. Веккер (1981) считает описание Вундтом различных цветовых характеристик
соответствующих эмоциональных состояний предвосхищающим все дальнейшее развитие
приемов цветового тестирования эмоций, а применение цветовых методик изучения
эмоциональной сферы человека имеющим большие возможности, чем звуковысотных.
Вторым существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за
определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как
взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои
впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их
дифференцировать по эмоциональному знаку.
Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение
цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального
состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с
повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и
зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина:
чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась.
Интересно, что указанные изменения цветовой чувствительности, отмечались не только
при актуальном переживании эмоций, но и при воспоминаниях о приятных, либо
неприятных событиях. Тем самым, экспериментальные исследования Л.А. Шварц
подтверждают положение Вундта об органической связи ощущений и эмоций.
Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее» дети 3-4-х лет, как
это показано в работе В.С. Мухиной (1981), чаще всего используют светлые, яркие краски
— желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Как указывает В.С.
Hosted by uCoz