Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 100 
Next page End  

знаменателю варианты цветовых выборов как раз и будут закономерным результатом
подобного методического подхода. В лучшем случае, можно просто констатировать, что
происходит какое-то изменение в отношении к цвету, когда изменяется психическое
состояние испытуемых, как это делает В.Л. Марищук с соавторами (1984), основываясь на
результатах дублирующего обследования 300 испытуемых.
Одним из самых важных для проблемы цвет — эмоции является вопрос о
дифференциальной роли различных психофизических характеристик цвета в порождении
его эмоциональных значений. Это, прежде всего, относится к цветовому тону, светлоте и
насыщенности.
В большинстве работ, рассмотренных в данном разделе, при планировании, проведении и
анализе результатов эксперимента учитывалась только одна характеристика из этого
списка — цветовой тон. Причем, кроме тех исследований, где в качестве стимульного
материала использовались заведомо одинаковые цвета (например, теста Люшера), что
создает основу для их сравнения, игнорирование этих характеристик не позволяет
повторить экспериментальную часть работы, с целью проверки полученных авторами
результатов. Подобная методическая небрежность приводит к тому, что довольно
значительная часть дисперсии результатов экспериментаторами не контролируется и не
учитывается, что ставит под сомнение анализ результатов и сделанные на его основе
выводы. Это требует от авторов работ в данной области, если и не применения
стандартного стимульного набора, то обязательно — указания основных психофизических
характеристик цветов, использованных в эксперименте.
Важность учета психофизиологических характеристик цветов можно продемонстрировать
на примере работы Ю.А. Полуянова (1981). Автор работы не обнаружил у детей 6-10 лет
однозначных связей между цветовым тоном и определенной эмоцией.
Малоинформативным в этом плане оказалось и цветовое сочетание (на материале детских
аппликаций), как, впрочем, и показатель насыщенности цвета. В то же время, светлота
цвета, по данным Ю.А. Полуянова, коррелировала с эмоциональным содержанием
детских аппликаций. «Радостная» аппликация была составлена из, преимущественно,
светлых оттенков, а «грустная» — из темных.
В.С. Мухина (1981) также указывает на важность светлотной характеристики для
эмоциональной оценки цвета детьми 3-4-х летнего возраста.
Под светлотой в цветоведении понимается степень отличия цветового тона от черного
цвета. Чем дальше цвет находится от черного, тем он светлее, и наоборот. В
психологическом плане светлоту цвета можно рассматривать как «меру влияния» черного
на данный цвет. Мы уже знакомы с символическими значениями черного цвета, поэтому
нетрудно догадаться, каков его вклад в эмоциональное содержание других цветов, если
они смешаны с ним. В целом, происходит сдвиг эмоционального значения в
отрицательную сторону. Отсюда можно сделать вывод, что светлота цвета коррелирует со
знаком («+» или «-«) выражаемой им эмоции.
Насыщенность или чистота цвета может быть понята как степень его близости к
спектральному. Как показывают эксперименты Ч. Осгуда с соавт. (1957) этот показатель
коррелирует с фактором «сила» (Р), семантического дифференциала. Тем самым, можно
предположить, что изменение цвета по насыщенности, не меняя знака выражаемой им
эмоции, сказывается на силе производимого им эмоционального впечатления. Менее
насыщенный, разбавленный цвет теряет в своей выразительности, его эмоциональное
содержание «растворяется». Поэтому учет только характеристики цветового тона —
Hosted by uCoz