Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 100 
Next page End  

признаком неуспеха в решении предложенной задачи, независимо от начального варианта
цветового предпочтения.
В этой связи представляет интерес вопрос о связи между отношением к цвету и
интеллектуальным уровнем человека. Как показывают результаты работ исследователей,
применяющих цветовой тест Люшера (см. Г. Клар — 1974), для лиц с более низким
образовательным индексом, менее культурных, из т.н. «низших» слоев общества
характерным является предпочтение фиолетового цвета. Испытуемые, страдающие
олигофренией, испытывают повышенной интерес к ярким цветам, их «любимое»
сочетание — красный и фиолетовый. При интерпретации подобных результатов, обычно,
ссылаются на незначительный уровень интеллектуального контроля эмоций,
доминирование аффекта над интеллектом. 
Традиция связывать отношение к цвету с контролем аффективности в психодиагностике
восходит к тесту Роршаха. Как известно, Г. Роршах (1921) относил цвет в своем тесте к
«детерминантам», то есть объективным признакам стимула, играющим основную роль в
появлении той или иной интерпретации. Цветовые интерпретации с использованием сине-
зеленых оттенков, согласно Роршаху, свидетельствует о более качественном контроле
аффектов, чем — с использованием красного и желтого. Ответы, детерминированные
только цветом (С), а также CF ответы (детерминированы цветом и формой) показывают,
что эмоциональность субъекта лишь незначительно контролируется интеллектом. О
хорошем уровне контроля говорят FC ответы (детерминация формой и цветом). Общий
показатель эмоциональности испытуемого рассчитывается по специальной формуле.
Как правило, люди, которых относят к интеллектуальной элите, избегают в повседневной
жизни, особенно в одежде, ярких и вычурных оттенков, предпочитая спокойные,
пастельные тона.
Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем,
эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности.
Литература
1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические
рекомендации. Л., 1985. 18 с.
5. Бардин К.В. Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. //Сенсомоторные
процессы. М., 1972. с. 244-264.
6.Берзницкас А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик
интеллектуальных эмоций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата психологических наук. Л., 1980. 
7. Беспалько И.Г. О соотношении между цветовыми порогами, соматотипом и
эмоциональным состоянием. //Математические методы в психиатрии и неврологии. Л.,
1972. с. 176-178.
Hosted by uCoz