Navigation bar
  Print document Start Previous page
 53 of 100 
Next page End  

3.1. Шизофрения
Первые данные о восприятии и отношении к цвету у больных шизофренией были
получены психиатрами при наблюдениях за цветовой гаммой одежды больных, а также их
художественной продукции.
Цвета одежд больных производили впечатление либо чего-то нелепого, неадекватного и
вычурного (нередко, благодаря желтому цвету), либо — монотонности и
маловыразительности. Аналогичные два варианта цветовой гаммы наблюдались и в
рисунках больных, что было расценено рядом психиатров как свидетельство отсутствия
какой-либо специфики в отношении к цвету, общей для всех больных шизофренией.
Произвольность и неадекватность использования красок в рисунке, вот, пожалуй, то, что
признавалось общим для всех больных шизофренией. На это указывает, например, L.
Navratil (1921).
J. Bobon (1957) выделил два признака неадекватности палитры рисунков больных
шизофренией: краски в рисунках не соответствуют реальной действительности (ср.
«неподражательные» цвета у детей по В.С. Мухиной — 1981); светотени распределены
нереалистично. Также могут наблюдаться как «взрывы яркости», так и монотонная,
тусклая расцветка, либо полный отказ от использования красок в рисунке ( J. Bieber., J.K.
Herkimer — 1948; M.A. Landry — 1959).
Э.А. Вачнадзе (1972) сообщает, что в рисунках больных шизофренией преобладают
темные, мрачные, безжизненные краски, объясняя это эмоциональным оскуднением
больных.
Согласно P. Hartwich (1971), который тщательно замерял площадь, занятую в рисунке той
или иной краской, больные предпочитали использовать при рисовании фиолетовую,
желтую и белую краски.
Подобные результаты указывают на то, что взаимосвязи между шизофренией и
отношением больного к цвету носят многоуровневый характер. В целом, для шизофрении
характерно неадекватное отношение к цвету, но конкретная форма данной неадекватности
определяется клинической картиной болезни.
Большинство исследователей связывало характер палитры рисунков больных с
эмоциональными расстройствами, преобладающими в их клинике на момент
обследования. Так H. Pfister (1934) при гебефренической форме шизофрении наблюдал
как калейдоскопическую пестроту красок, так и своеобразную мрачность палитры
рисунков больных, что однозначно соответствовало их эмоциональному статусу в те
периоды, когда они рисовали.
Изменение палитры в зависимости от смены эмоционального состояния отмечено и С.А.
Болдыревой (1974) у детей, страдающих щизофренией. В ее интересной монографии,
посвященной рисункам детей, больных шизофренией, приводится случай с мальчиком 6
лет, рисующим черным цветом свалки и помойки, в период депрессивного состояния. При
смене депрессии манией мальчик стал рисовать цветущую землю, изображая все красным
цветом.
Цвет в рисунках больных отражает не только эмоциональную патологию при
шизофрении, но и тематику бредовых и галлюцинаторных переживаний, выступая в
Hosted by uCoz