Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 100 
Next page End  

качестве их символа или знака.
Главную роль, при этом, играют все те же три «основных» цвета, составляющие
«цветовой архетип» человека — белый, черный и красный.
Преобладание в рисунке того или иного цвета зависит от содержания
психопатологической продукции и отношения к ней самого больного.
Так, преобладание в рисунках больного черного цвета указывает на устрашающие
галлюцинаторные и бредовые переживания. Черные образы символизируют для него зло,
насилие, опасность, смерть, болезнь и т.д. (Н.К. Суворова — 1970; С.А. Болдырева —
1974).
Красный также, нередко, связан с галлюцинациями и бредом. Например, J. Jakab (1959)
наблюдал в рисунках больного символическую связь между красным цветом и бредовыми
идеями воздействия электрическим током. С.А. Болдырева указывает на то, что дети,
страдающие шизофренией, часто используют для отображения своих галлюцинаторных
образов красную краску, особенно, если галлюцинации сопровождаются психомоторным
возбуждением (1974).
Использование белого, в том числе, и намеренное не закрашивание больших областей
белого листа бумаги чаще всего отмечается у больных, бред и галлюцинации которых
носят преимущественно религиозный характер, склонных к построению метафизических
систем, увлекающихся нетрадиционными философскими и психологическими учениями.
Можно предположить, что цветность рисунка больного шизофренией может служить
индикатором наличия продуктивной симптоматики — бреда, галлюцинаций и т.д. В то
время, как отсутствие интереса к цвету, на что указывает С.А. Болдырева, свидетельствует
о злокачественном протекании болезненного процесса, характеризующегося негативной
симптоматикой или выпадением определенных психических функций.
3.1.1. Цветовое зрение у больных шизофренией
Обсуждение вопроса о цвете как индикаторе психопатологических нарушений при
шизофрении было бы неполным без рассмотрения особенностей цветового зрения
больных. Многими психиатрами неоднократно указывалось на непосредственное влияние
болезненного процесса на состояние зрительного анализатора при шизофрении (В.Д.
Азбукина — 1955). Подробное изучение патологии цветового зрения у больных
шизофренией было проведено А.И. Певзнер (1966; 1968; 1969; 1971).
В качестве испытуемых в исследованиях А.И. Певзнер выступали больные шизофренией с
жалобами на те или иные нарушения цветового восприятия. Были выделены жалобы трех
типов: «я не различаю цвета, они все одинаковые»; «я не выношу цвета, они меня
раздражают» и смешанный тип жалоб. Исходя из характера жалоб, А.И. Певзнер
выделила три варианта патологии цветового зрения: гипестезический (ослабление реакций
на цветовые стимулы), гиперстезический (усиление) с цветовыми обманами и смешанный
вариант.В качестве экспериментальной методики использовались цветовые таблицы Е.В.
Рабкина (1966).
А.И. Певзнер отметила связь между цветовой гиперстезией и повышением порога
цветоразличения красного цвета. Для гипестезии было выявлено повышение порогов
цветоразличения синего и зеленого. В целом, тип патологии цветоощущения оказался
Hosted by uCoz