Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 100 
Next page End  

аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них
символизирует воду, а красный — кровь (С. Мountford — 1962). Практически, сходные
значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени
Чироки: белый — мир, счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть.
В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и
желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в
символическом плане) к белому, а синий — к черному.
Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей
света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип
человека. Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в
зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное
обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как
разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями.
Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является
всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому
символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых
различных культурах. 
1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае
В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы
цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме
передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в
дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.
Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения
цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.
Индия
Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи):
«красный цвет (материального) огня — цвет первоогня, белый цвет (материального) огня
— цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня — цвет изначальной земли. Так
в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение — это лишь имя,
возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру — 1983).
Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища
распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом;
средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть
становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в
организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).
В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных»
цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» — саттва, раджас и
тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и
безмятежность. Вторая гуна — раджас (красный) представляет собой активное начало,
порождающее карму. Третья гуна — тамас (черный) может быть понята как состояние
сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.
На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами
главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также
Hosted by uCoz