Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 100 
Next page End  

проявиться оба этих измерения. Поэтому, в качестве «основных» Люшер выбрал не
чистые тона, а смешанные. Например, в сине-зеленом (2) синий «вносит»
«концентричность», а зеленый — «автономность», что порождает соответствующую
структуру цвета. По этим качествам цвета составляют пары, в которых общее свойство
«усиливается», а различия «уравновешиваются», но и создают «внутреннее напряжение».
Так, красный и зеленый (3 и 2) — «автономная» пара, «сильное» сочетание, выражающая
достижения, власть, доминирование и пр. Вместе с тем, зеленый «сдерживает» красный
ограничивает его эксцентричность и стремление к новым «завоеваниям» Красный, в свою
очередь, «тормошит» зеленый, не позволяет ему оставаться пассивным и
«самодовольным» и «соблазняет» возможностью новых «владений».
Красный и желтый «понимают» друг друга как два «эксцентричных» цвета, они — пара
«горячих коней», стремятся к «завоеваниям» новых территорий. Но желтый
«безалабернее» красного, у него нет конкретной цели, кроме, как постоянного движения.
Его нельзя «удовлетворить», он готов «бежать» бесконечно от чего угодно и куда угодно.
Поэтому Люшер связывает с ним понятие «холостого хода», иллюзорные надежды, вечно
удаляющийся горизонт. Желтый придает красному экспансивность, а красный
«направляет» желтый к реальным достижениям.
Зеленый и синий составляют «концентричную пару». Между ними существует «согласие»
в том, что лучше сохранить уже имеющееся, чем претендовать на что-то новое. Синий
«идет» вглубь, это цвет — «интроверт», «созерцатель», для которого важнее внутренние
богатства, чем внешняя мишура. Он пытается преодолеть «тупое самодовольство»
зеленого, который вообще не «хочет» никуда «идти», а оставаться на месте. Зеленый
сдерживает движение синего вглубь, поэтому их сочетание выражает спазматическое
состояние.
Синий и желтый друг в друге усиливают «гетерономность», но они направлены в
различные стороны, поэтому данная пара выражает лабильность, изменчивость чувств и
настроений — от эйфории до глубокой печали. Их единство в том, что они не находят
довольства в самих себе в отличии от зеленого и красного, а стремятся найти более
полное удовлетворение, но различными путями. Глубина синего и поверхностность
желтого, самоуглубление и стремление объять весь мир — два полюса подобного поиска.
Контрастные по этим измерениям пары: синий и красный, желтый и зеленый лишь
частично приводят к гармонии противоположно направленных тенденций.
Гармония синего и красного в способности получать удовлетворение от желаний.
«Ненасытность» красного, который стремится всегда быть первым, находит свое
разрешение в синем, готовым довольствоваться малым, и дающим возможность
«почувствовать» красному реальность его достижений. Без синего, красный напоминает
честолюбивого человека, который всем постоянно доказывает, что он самый лучший,
богатый, сильный, счастливый и т.д. Красный с синим выражает не только хотение, но и
способность получать удовлетворение от достигнутого. В свою очередь, синий без
красного лишается реального, жизненного источника удовлетворения и вынужден,
наподобие ангелов, «питаться» лишь амброзией. Красный, следуя логике Люшера, —
«гуляка», «бретер», «Дон Жуан» или «алчный хвастун» по цветовой классификации типов
личностей Люшера (1977). Синий — тип аскета, монаха, своеобразного «небесного
ангела», согласно той же классификации.
Относительная гармония желтого и зеленого заключается в том, что желтый «дает»
зеленому видение перспективы, новых возможностей, а зеленый желтому — чувство
Hosted by uCoz