Navigation bar
  Print document Start Previous page
 94 of 100 
Next page End  

4.3. Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда
ЦТО является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения
эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд — 1985).
Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева
структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе
психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева
относительно чувственной ткани сознания.
Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный
эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик
невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых
ассоциациях к ним.
Методика оценивается ее авторами как проективная, так как согласно получаемым
результатам, позволяет выявлять неосознаваемые компоненты отношений, минуя
механизмы психологической защиты.
В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового
теста Люшера.
Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.
1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное
значение. В каждом конкретном случае их список может варьировать. Чаще всего, в него
входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и
«будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т.д. В принципе, как и в
случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список
элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.
2. Этап тестирования. Возможны два его варианта: диагностический и исследовательский.
В первом случае, испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к
данному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором, — испытуемому необходимо
проранжироваить все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия,
содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям.
После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми
цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ. Этап интерпретации
результатов. Он основывается на двух процедурах:
А) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными
лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений
по Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в
ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном
отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4-5 места) —
нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места — негативное,
конфликтное отношение.
Б) :Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации
испытуемого, позволяющая судить о содержательных собенностях эмоциональных
отношений личности. С этой целью авторами предварительно было проведено изучение
Hosted by uCoz