Navigation bar
  Print document Start Previous page
 153 of 300 
Next page End  

зу же в корне отвергаем: моральное отвержение всякой магии тела рождается одновременно с
самой идеей декорации. Для дикарей, как и для животных, это не декорация, а наряд. И это
универсальное правило. Кто не раскрашен, тот просто дурак, как говорят кадувео.)
Конкретные формы телесной магии могут нам показаться отталкивающими: покрытие тела
грязью — простейшая форма; деформация черепа и подпиливание зубов в древней Мексике,
деформация женских ступней в Китае, растягивание шеи, нанесение надрезов на лицо, затем
не столь экзотичные, вроде татуировки, нарядов в смысле одежды, ритуальной раскраски,
разного рода бижутерии, масок и так далее, вплоть до браслетов из консервных банок у
современных полинезийцев.
Вынудить тело означать, но такими знаками, которые, собственно говоря, не имеют
смысла. Всякое сходство вытравлено. Представление начисто отсутствует. Покрыть тело
видимостями, приманками, ловушками, пародийной животностью, жертвенными
симуляциями, но не затем, чтобы скрыть — и не затем, чтобы открыть что бы то ни было
(желание, влечение), даже не ради простой забавы или удовольствия (спонтанная экспрес-
сивность детей и дикарей), — а во исполнение замысла, который Арто назвал бы
метафизическим: бросить жертвенный вызов миру, принуждая его отстаивать свое су-
ществование. Ибо ничто не существует просто так, от природы, все вещи существуют только
от вызова, который им бросается и на который они вынуждаются отве-
165
Hosted by uCoz