Navigation bar
  Print document Start Previous page
 258 of 300 
Next page End  

соб функционирования сетей, их способ инвестирования и воздействия на пользователей. Оно
обнимает все возможности "ведения игры" с сетями, которые, очевидно, являют собой не
альтернативу, но виртуальность оптимального функционирования.
Мы познали уже унижение игры до статуса функции. Функциональная деградация игры:
игра-терапия, игра-обучение, игра-катарсис, игра-творчество. В психологии детства, в
социальной и личностной педагогике — везде игра понимается как "жизненная функция", как
необходимая ступень развития. А то еще, привитая к принципу удовольствия, игра
провозглашается революционной альтернативой: вспомним диалектическое преодоление
принципа реальности у Маркузе, вспомним всевозможные идеологии игры и праздника. Но
— игра как трансгрессия, спонтанность, эстетическая самопроизвольность — все это лишь
сублимированная форма прежней руководящей педагогики, которая неизменно наделяет игру
смыслом, сообщает ей целесообразность, а значит, выхолащивает присущую ей силу
соблазна. Игра как сновидение, спорт, отдых, труд, как объект перенесения — всего лишь
гигиеническая функция, необходимая для поддержания биологического и психологического
равновесия, для правильного развития и регулирования системы. Нечто прямо
противоположное мерочной страсти и страстному наваждению игры.
Между тем все это еще только попытка функционального подчинения игры той или иной
форме закона сто-
273
Hosted by uCoz