Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 300 
Next page End  

Имеет смысл сослаться на генеалогическую схему, которую Вальтер Беньямин применяет
к творению искусства и его судьбе. Итак, первоначально творение имеет статус ритуального
объекта, вовлеченного в древнейшую форму культа. Впоследствии, в системе меньших
обязательств, оно принимает культурную и эстетическую форму: здесь все еще отмечается
его уникальное качество, но это уже не имманентная уникальность ритуального объекта, а
скорее трансцендентная и индивидуализированная. И эта эстетическая форма, в свою оче-
редь, уступает место форме политической, означающей исчезновение творения искусства как
такового в стихии технического воспроизводства: это его судьба, и судьба неизбежная.
Ритуальная форма не знает оригинала (священное не заботит эстетическая оригинальность
культовых объектов) — в политической форме оригинал снова пропадает: из объектов здесь
остаются только размноженные копии, но никакого оригинала больше нет. Политическая
форма соответствует максимальной степени циркуляции этих объектов и их минимальной
интенсивности.
Так и соблазну, должно быть, известны три фазы:
ритуальная (дуальная, магическая, агонистическая), затем эстетическая (отраженная в
"эстетической стратегии" Обольстителя, тут орбита соблазна сближается со сферой
женственности и сексуальности, иронического и дьявольского, тогда-то и получает он
подразумеваемый нами смысл совращения, ухищрения, нечаянно прокля-
309
Hosted by uCoz