Navigation bar
  Print document Start Previous page
 106 of 133 
Next page End  

возможным наше дальнейшее существование? Если ей безразлична судьба индивида, можно ли
называть это жестокостью? Уж кто-кто, а Фрейд знал об этом лучше, чем кто-либо другой. Сам он на
самом деле восхищался природой. Одним из его самых больших удовольствий была прогулка в горах.
Мы можем объяснить это противоречие в личности Фрейда с точки зрения его взаимоотношений с
матерью. Чувства Фрейда к его матери были также амбивалентны, но в этом случае он подавлял
негативную сторону отношений, которую затем проецировал на всеобщую мать — природу.
В результате такого предубеждения Фрейд не замечал тех аспектов человеческой жизни, которые
связаны с взаимоотношениями между ребенком и его матерью или между человеком и природой,
великой матерью. Его предубеждение также мешало ему достичь тех важных инсайтов, которых достиг
Карл Юнг. Оно стало причиной того, что Фрейд проигнорировал важное открытие Джоанн Баховен и
Льюиса Генри Моргана, которые установили, что матриархат и матриархальные культуры во всем мире
предшествовали установлению патриархального общества. В таких культурах фрустрация, подавление и
неврозы были неизвестны. Однако эти самые ранние культуры были не лишены религии или каких-
либо божеств; но божества, которым они поклонялись, были богинями, олицетворявшими образ матери
или Земли.
Эрик Фромм проводит интересное сравнение между матриархальными и патриархальными
принципами. «Матриархальный принцип основан на безусловной любви, естественном равенстве, на
важной роли кровных родственных уз, милосердия и сострадания; патриархальный принцип, напротив,
основан на обусловленной любви, иерархической структуре, абстрактном мышлении, на составленных
человеком законах, на государстве и справедливости. В конечном счете милосердие и справедливость
присутствуют в каждом из этих принципов соответственно».
Эти два принципа могут быть соответственно приравнены либо к эго и телу, либо к разуму и
чувствам.
Если мы расширим их, то патриархальный принцип представляет эго, разум, убеждения и
культуру, в то время как матриархальный принцип поддерживает тело, чувства, веру и природу.
Истинным является то, что патриархальный принцип находится сегодня в стадии кризиса. Раздутый до
предела наукой и технологией, он, кажется, вот-вот лопнет. Но до тех пор, пока этого не произойдет и
пока матриархальный принцип не будет восстановлен на свое законное место в качестве равной, но
полярной ценности, мы можем ожидать, что депрессия будет и дальше распространенным явлением в
нашей культуре.
9. РЕАЛЬНОСТЬ
Соприкасаясь с реальностью
Я использовал несколько фраз, чтобы описать состояние депрессивного пациента: 1) он
преследует нереальные цели или он опирается на иллюзию, 2) он не заземлен и, наконец, 3) он потерял
свою веру. В различных частях книги я подчеркивал тот или иной аспект этой проблемы. Тем не менее
все это лишь аспекты, означающие, что мы изучали одну и ту же ситуацию с разных точек зрения.
Человек, который не обладает связью с землей, соответственно не имеет веры и преследует нереальные
цели. С другой стороны, человек, который заземлен, имеет веру и соприкасается с реальностью. Может
быть, лучше всего выразить это так: человек, соприкасающийся с реальностью, обладает как верой, так и
связью с землей.
«Реальность» — слово, которое для разных людей имеет разные значения. Некоторые могут
рассматривать ее как необходимость зарабатывать на жизнь; другие могут приравнивать ее к закону
джунглей — сильнейший выживает, а слабый погибает; а для кого-то она является жизнью, свободной
от давлений общества, основанного на принципах конкуренции и рыночной экономики. Хотя в каждом
из этих взглядов на мир присутствуют некоторые элементы истины и обоснованности, здесь нас больше
всего волнует реальность самости или реальность внутреннего мира. Когда мы говорим, что человек
находится в разрыве со своей реальностью, мы имеем в виду, что он в разрыве с реальностью своего
Hosted by uCoz