Navigation bar
  Print document Start Previous page
 115 of 133 
Next page End  

что очень важно любить; как правило, это были пустые слова, поскольку нам не говорили, как надо
любить), а потребностями тела. Тело ищет удовольствия и находит свое самое большое удовольствие в
самовыражении. Из многочисленных путей самовыражения любовь является самым значительным и
самым приятным вознаграждением. Находиться в соприкосновении с телом значит находиться в
соприкосновении с потребностью любить.
Одна из моих пациенток на биоэнергетической терапии высказала свое замечание, которое я
нахожу очень интересным. Она сказала: «Вы дали мне нечто, во что можно поверить». Она сказала это,
уходя из моего кабинета, поэтому я попросил ее по возможности подумать еще раз на досуге о том, что
она имела в виду, и прислать мне ее мысли на этот счет. Я бы хотел процитировать некоторые из ее
соображений, которые она изложила в нескольких письмах.
В первом письме она написала следующее: «Когда вы сказали, что мое тело — это инструмент, я
думала, это метафора. Моя ярость, слезы, боль и другие чувства — любовь, сексуальность, веселость,
удовольствие — не могут быть «услышаны» без возрастающего ощущения своего тела. Моцарт на
бумаге, без оркестра, был бы не Моцартом. Поэтому я поверила в свое материальное тело. Но я боюсь
быть здесь, на земле, без матери, которую я хотела бы любить и которая любила бы меня. Сейчас я
столкнулась со страхом того, что если буду работать со своим телом, то однажды я сама стану для себя
хорошей матерью, и мне уже не нужно будет ничего бояться».
Ее второе письмо содержало следующее: «Я прониклась доверием к такой работе над собой и над
своим телом, потому что она облегчает боль. До этого я никогда не получала удовольствия от упорной и
тяжелой работы над чем-либо. Она (работа) приводит к подлинному наслаждению от творчества, от
преподавания, от уборки в моем доме и т. д. Она изменила мое отношение к работе.
Я больше не стремлюсь так сильно к тому, чтобы другие люди давали мне уверенность в
реальности моего тела. Раньше я использовала отношения с другими людьми, чтобы через чье-то
прикосновение ко мне еще раз убедиться в том, что я нахожусь здесь и что я жива. Но когда я оставалась
одна, чувства омертвения возвращались снова. Сейчас же мне кажется, я ощущаю свое тело будто заново
рожденным. Когда я просыпаюсь утром, мне хочется играть, как ребенок в своей кроватке, — просто от
того, что я живу здесь, в этом мире. Это новое для меня чувство, и оно всегда появляется, когда я думаю
о нем. Может быть, сейчас у меня появится возможность любить человека, испытывая глубокие
внутренние чувства».
В третьем письме она добавила очень важную запись: «Теперь я чувствую больше веры в себе,
могу быть более отзывчивой, если другой человек открыт и честен. Я чувствую больше сострадания к
другим людям, которые работают и стараются изо всех сил. Я верю в мою связь с ними, в мою
общечеловеческую природу. Это дает мне то, во что можно верить, поверить, что я взаимосвязана с
людьми, а не просто являюсь внешним фоном в мире других. Я чувствую себя уже не такой одинокой,
менее изолированной. Я стала более человечной».
Я уже слышал от многих пациентов высказывания, что после соприкосновения со своим телом
они начинают выполнять ту работу, которую не смогли сделать их матери. Они готовы и горят
желанием принять на себя ответственность за свое собственное благополучие. Они больше не
обращаются к другим, чтобы те дали им чувство одушевленности или ощущения самости. Но даже более
важным является тот факт, что это новое чувство ответственности не ограничивается их «я», но
простирается также и во внешний мир.
Как заметил Фритц Перлз, ответственность — это способность реагировать с чувствами. Она не
является эквивалентом долга или обязанности, ибо ей присуще спонтанное свойство, которое напрямую
связано со степенью одушевленности или открытости организма. Она является телесной функцией,
потому что требует чувства, и в этом отношении она отличается от долга, который есть умственная
конструкция, независимая от чувств, долга, который может вынуждать человека действовать против
своих чувств. Таким образом, ответственность — это свойство человека, присущее ему на уровне тела.
Быть кем-то, то есть быть в соприкосновении с тем телом, которое есть у человека,
автоматически делает его ответственным человеком.
То, что является общим для нас всех, человеческих существ, — это наше человеческое тело. Наше
происхождение может отличаться, наши убеждения и представления могут конфликтовать, но все мы
похожи друг на друга в телесном функционировании. Если мы уважаем свое тело, то мы уважаем тело
Hosted by uCoz