Navigation bar
  Print document Start Previous page
 120 of 133 
Next page End  

Психоанализ принял свою окончательную форму как система метафизических концепций. Но
начинался он не так. Фрейд был врачом, который специализировался на неврологии. Поэтому
первоначально он пытался понять невротические симптомы с точки зрения физической науки. Через
многие годы он оставил эти попытки, но сделал это с неохотой, понимая, что когда-то психоанализу
придется установить связь с основами биологии. Эта связь была в конечном итоге достигнута в работе
Вильгельма Райха, который взял первоначальные гипотезы Фрейда за отправной пункт для своих
собственных исследований.
Очень быстро Фрейд понял, что сексуальные расстройства были источником многих проблем, с
которыми он сталкивался, будучи врачом, а именно: неврастения, неврозы тревоги, а также
истерические реакции. В течение одного периода своей карьеры Фрейд очень тщательно изучал роль
сексуальных расстройств. В 1892 году он написал следующее: «Ни одна форма неврастении или какого-
либо аналогичного невроза не существует без нарушения в сексуальных функциях» /27/. Очевидно,
Фрейд считал, что неудача или неспособность разрядить сексуальное возбуждение трансформировала
его в беспокойство. Но он так и не смог ответить на вопрос, как это происходило. Он представлял
сексуальное возбуждение как физиологическую или химическую реакцию тела, которая каким-то
образом превращалась в возбуждающую реакцию в психическом аппарате. Фрейд не имел четкого
представления относительно взаимосвязи тела и ума. Он рассматривал эти две сферы
функционирования как отдельные и различные явления. Его заблуждение проявляется в следующем
высказывании: «Механизм невроза тревоги нужно искать в отклонении соматического сексуального
возбуждения от физической области и в его патологическом использовании». Фрейд в конце концов
оставил мысль о том, чтобы соотнести соматическую и психическую деятельность, и почти целиком
связал себя с исследованием психических процессов. Однако, читая биографию Фрейда, изложенную
Эрнестом Джонсом, откуда взяты вышеприведенные цитаты, становится очевидным, что Фрейд не
отказался от надежды, что когда-то это можно будет осуществить. Джонс пишет: «Год спустя в своем
письме он (Фрейд) также заметил, что тревога, являясь реакцией на затрудненное дыхание — действие,
которое не имеет психического развития, — может стать выражением любого скопления напряжения».
Ни сам Фрейд, ни другие психоаналитики не стали дальше развивать эту концепцию. И только
Вильгельм Райх показал прямую связь между ограниченным дыханием, сексуальными подавлениями и
тревогой.
Фрейд принадлежал девятнадцатому столетию, и его мышление отражало взгляд, что тело
является материальным предметом, функционирующим согласно физико-химическим законам. С другой
стороны, он рассматривал человеческий ум как духовный аспект человеческого существования. Хотя
духовность он не считал свойством самого ума, а приписывал ее к области жизненного принципа
человеческого бытия — либидо. Это слово обычно определяется как сексуальное желание или страсть.
Однако, согласно словарю Вебстера, корень этого слова связан с французским словом, которое означает
«приносить удовольствие». Любовь имеет такую же этимологию. Таким образом, в широком смысле,
либидо описывает силу, стоящую за любым стремлением к удовольствию. Согласно Юнгу, «это энергия,
или движущая сила, или стремление, исходящее из первичного побуждения к жизни». Иными словами,
это сила, которая стоит за человеческим духом. Но какова его природа: психическая или физическая?
Фрейд определил либидо как «ту силу, при помощи которой сексуальный инстинкт представлен
в сознании» /27/. Но в другом контексте он также описал либидо как «силу, при помощи которой
сексуальный инстинкт выражает себя». Таким образом, с одной стороны, либидо рассматривается как
чисто психическая сила, а с другой — как сила физическая. Однако сам Фрейд был не в состоянии
принять представление о физической силе, которую нельзя измерить или воплотить в какой-то объект.
Он был слишком объективным ученым и поэтому вынужден принимать метафизическую позицию,
трактуя все энергетические явления, в том числе и сексуальность, абстрактными терминами. Здесь также
интересно отметить, что Фрейд отвергал взгляд Юнга, который приравнивал либидо к жизненной
энергии в целом.
Относя либидо к свойствам ума, нельзя решить проблему тревоги. Остается еще проблема
«актуальных неврозов» — набор симптомов тревожности, которые, кажется, происходят
непосредственно от нарушения сексуальной функции. Они были названы так, чтобы отличить их от
психоневрозов, в которых психические факторы, как показывают наблюдения, играют важную роль.
Hosted by uCoz