Navigation bar
  Print document Start Previous page
 128 of 133 
Next page End  

Чтобы заполнить духовный вакуум, образовавшийся в западной культуре, люди все больше и
больше начинают обращаться к различным философским восточным системам. Еще в 1932 году Юнг
написал: «Я забыл сказать, что мы упускаем из виду один важный факт, а именно: пока мы с нашей
технической оснащенностью и сноровкой опрокидываем устои материального мира Востока, он со
своими глубинными знаниями психики ввергает в беспорядок наш духовный мир. Нам еще не
приходила в голову мысль, что в то время, как мы пытаемся пересилить Восток снаружи, он, возможно,
незаметно подчиняет нас своему влиянию изнутри». Если это понимание и мысли, выраженные
Юнгом, были новы для того времени, то сегодня ими уже никого не удивишь. Влияние восточного
мышления на нашу молодежь получило широкое распространение, как и те разрушительные
последствия, к которым привело это мышление, а именно — широкое употребление наркотиков.
С точки зрения внутреннего и внешнего мира, Восток и Запад представляли два разных подхода к
жизни. По причинам, которые нельзя полностью объяснить из-за сложности данной ситуации, но
которые скорей всего каким-то образом связаны с перенаселенностью и жесткой классовой или
кастовой системой, не допускавшей движение вовне, Восток обратился вовнутрь, чтобы исследовать
духовную жизнь человека. Большая степень свободы в ранней западной культуре позволила человеку
Запада обратить свой взгляд наружу и исследовать пространство и природу. Неизбежная встреча этих
двух великих культур произведет перекрестное оплодотворение идей. Сегодня мы уже наблюдаем эту
встречу, но до сих пор мы имеем лишь разнородную смесь, а не синтез.
Отказ от внешнего мира не будет для западного человека подлинной дорогой к духовности, точно
так же, как и отказ от духовности не приведет восточного человека к самореализации. Пока продолжает
существовать разделение между внутренним и внешним, или между психикой и телом, человек не
сможет полностью реализовать свой потенциал как существо, обладающее сознанием. Утверждение
Юнга, что примирения между духом и телом нельзя достичь за счет отрицания тела во имя духа,
означает, что отрицание духа во имя тела также будет иметь разрушительные последствия. Фактически
мы делаем и то, и другое. В наших спортивных состязаниях мы почитаем неодухотворенное тело, а в
классах и конторах — бестелесный ум.
На тренировочных занятиях по биоэнергетике мне довелось работать с несколькими выходцами с
Востока. Я обнаружил, что они сталкивались со значительными трудностями при проявлении или
выражении своих чувств, хотя их чувства находились относительно ближе к поверхности, чем у
большинства американцев. Они мне сказали, что у них не принято проявлять свои чувства и что в
детстве их стыдили, если они делали это. Мои наблюдения ограничивались лишь небольшим
количеством людей, но бесстрастное выражение лица восточного человека давно известно. Хотя
открытое проявление чувств не одобрялось в семье, нельзя сказать, что среди ее членов отсутствовали
любовь, теплота и понимание. Ввиду перенаселенности и близкого проживания друг с другом в странах
Востока сдерживание чувств, может быть, является необходимой культурной адаптацией, чтобы
сохранить личную жизнь в неприкосновенности.
Восточного человека привлекает западный образ жизни не только из-за его технологической
оснащенности, но, я думаю, в большей степени из-за желания им обрести чувство индивидуальности и
свободы самовыражения, которые может предложить ему западная культура. В компании жителей
Запада он переживает свой блок в выражении чувств как психический недостаток. Он чувствует себя
ограниченным. Индивидуальность означает самовыражение, что в свою очередь подразумевает
выражение чувств. С другой стороны, свобода самовыражения будет относительно бессмысленным
обещанием, если чувства были подавлены и недоступны для выражения. Индивидуальность, не
наполненная глубоким чувством, является лишь фасадом, образом эго. Стремясь обрести
индивидуальность, восточный человек должен быть очень осторожным, если он не хочет пожертвовать
своими чувствами ради образа эго.
Чувства — это внутренняя жизнь, выражение чувств — жизнь внешняя. Если выражать все это
таким простым способом, то легко понять, что полная жизнь требует богатой внутренней жизни
(богатой чувствами) и свободной внешней жизни (свободы выражения). Ни одно из этих качеств по
отдельности не может принести полного удовлетворения.
Существует большая разница между духовностью человека, который приносит свое тепло,
понимание и симпатию людям, и духовностью аскета, живущего в пустыне и заточающего себя в ските.
Hosted by uCoz