Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 133 
Next page End  

кажется, немного найдется людей, которые способны отпустить себя таким простым способом.
Большинство чувствуют, что они должны быть на высоте, постоянно совершая что-то.
Почему же падение и отказ от борьбы настолько трудно даются даже в таком символическом
образе? Когда я обсуждал этот вопрос со своими пациентами, стали очевидны следующие причины.
Существует связь между падением и беспомощностью. Быть беспомощным значит быть уязвимым.
Можно проанализировать это чувство с точки зрения переживаний и отношений пациента с его
родителями. Возможно, он почувствовал себя вынужденным бороться с ними за власть, то есть он
боялся, что, если бы он не противился их требованиям, его бы сокрушили и отвергли. Пусть даже он не
мог отвечать им тем же, нападая на них в ответ, он все равно ни за что не хотел уступать. Держаться,
стиснув зубы, отказываясь отпустить себя, стало, таким образом, конечным выражением его
индивидуальности и целостности. Многие пациенты также говорят, что падение означает для них
одиночество. Если человек упал, его оставят позади, и никто не придет поднять его. Если у кого-то были
такие переживания в детском возрасте, то теперь нетрудно понять страх падения. Падение вызывает
чувство одиночества, которое человек с большой неохотой согласится испытать снова. Нужно ведь
поспеть за толпой, которая бежит настолько стремительно, что мало кто осмелится остановиться и
помочь упавшим. Кроме того, они чувствуют упрямую гордость, которая говорит им: «Тебя же не было
со мной, когда мне, ребенку, нужна была твоя помощь. А сейчас я не допущу, чтобы опять мне кто-то
понадобился». Такой комплекс и другие скрытые мотивации разрушают нашу способность отдаться
чувству любви или без труда заснуть тем крепким и глубоким сном, которым спит ребенок.
У этого упражнения есть еще одно достоинство. С весом всего тела, сосредоточенным на одной
ноге и ступне, пациент более глубоко ощущает эту ногу. Он также узнает, что его ноги могут его как
поддержать, так и уронить. У него развивается больше ощущений в ступнях, и он теперь действительно
может почувствовать, что буквально значит стоять ногами на земле.
Держа в уме цель, на которую направлено это упражнение, читатель может регулярно выполнять
его у себя дома. После него всегда нужно выполнять упражнение на расслабление. Когда на четвертой
попытке человек падает, я предлагаю ему остаться на коленях, руки упираются локтями в пол,
соприкасаясь друг с другом, голова лежит на ладонях (рис. 4). Человек находится в молитвенной позе.
Рис. 4
Ценность этой позы в том, что голова находится в непосредственной близости от земли,
символично опуская эго человека ниже уровня его тела. Она также позволяет свободно свисать
брюшной поверхности, особенно животу. Задняя часть должна быть выдвинута назад, как можно
дальше. Это позволит проникать дыханию глубоко в брюшную полость, а также расслабить анальное и
ягодичное напряжение. В таком положении следует оставаться не менее двух минут, чтобы
почувствовать расслабляющий эффект свободного свисания живота. Еще одна поза, которую я
использую, чтобы помочь пациентам почувствовать жизненный центр их сущности, представляет собой
разновидность второго упражнения. После того как пациент принял позу второго упражнения и
продержался так около минуты, я прошу его согнуть колени до конца и выпрямить руки вперед так,
чтобы они почти касались пола. Вес тела нужно перенести вперед, но пятки не должны отрываться от
поверхности пола (рис. 5).
Hosted by uCoz