Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 133 
Next page End  

спад повторялся и в ходе нашей работы.
Мы будем вместе изучать личность Джоан и само лечение, чтобы я мог наглядно
продемонстрировать биоэнергетический подход к лечению депрессии. Ознакомившись вкратце с
историей болезни пациента, я прежде всего начинаю осматривать его тело. Оно сообщает мне, кто он и
что с ним происходит. Через тело можно получить гораздо более исчерпывающую информацию о
пациенте, чем через его вербальные высказывания, которые являются отражением ума человека, в то
время как телесное выражение непосредственно показывает его неосознанное отношение к миру и к
себе самому. То, как он двигается, степень подвижности его тела, отражение чувств в глазах, глубина
дыхания, теплота и цвет кожи — все это плюс некоторые другие признаки раскрывают нам образ жизни
человека. Все они являются одним из аспектов его реальности и могут быть соотнесены с ее другим
аспектом — а именно с психической или внутренней жизнью. И если пациент хочет узнать, кто он есть
на самом деле, необходимо достигнуть этого соотношения.
Когда Джоан в первый раз встала передо мной в своем трико, я был поражен позой и
выражением ее тела. Она выглядела так, будто была статуей, а ее лицо имело выражение человека,
который ожидает, что им будут восхищаться. И в самом деле, можно было залюбоваться правильными
чертами и формами ее тела. Но Джоан хотела любви, а не восхищения. Однако никто не сможет
полюбить статую с той страстью и теплотой, которые заложены в нас для любви другого человеческого
существа. Джоан была обречена на постоянное разочарование. Конечно, она не осознавала, что в своем
бессознательном отношении к телу она отождествляла себя с этой позой и с той ролью, которую та
подразумевала. На сознательном уровне она представляла себя женщиной, которая стремится быть
любимой и дарить свою любовь другим. Но это скульптурообразное качество повлияло на ее личность
до такой степени, что она была не способна ни к тому, ни к другому, ибо в статуе отсутствует тепло.
Действительно, в статуе нет жизни. Тем не менее Джоан была не статуей, а живым человеком.
Но в той степени, в которой она подсознательно отождествляла себя с образом статуи, она была
неподвижной в этой позе, которая подавляла в ней жизнь. Она не замечала, что позирует, и, как
следствие, потеряла связь с реальностью своего телесного поведения. Принимая во внимание этот
разрыв Джоан с реальностью, было нетрудно понять, почему она находилась в постоянной депрессии.
Анализ возникшей у Джоан проблемы предполагает два подхода к ее решению: во-первых,
Джоан должна осознать позу своего тела и что она означает. Она должна восстановить связь с
реальностью функционирования своего тела, так как оно является основной реальностью человеческого
существования. И наконец, нужно осознать те переживания, которые еще раньше заставили ее
отказаться от своей подлинной личности, вынудив принять образ статуи. Важно будет также
установить, под чьим влиянием она приняла этот образ и чьему восхищению он призван служить, а
также какой страх заморозил в ней ее подвижность.
Рассказ Джоан напомнил мне миф о Пигмалионе, скульпторе с Кипра, который сделал из
слоновой кости статую прекрасной девы и сам влюбился в нее. Когда же статуя осталась безучастной к
его объятиям, Пигмалион впал в отчаяние. Сжалившись над ним, Афродита наделила статую жизнью.
Джоан, вероятно, отождествляла себя с Галатеей — статуей, которую оживила богиня любви.
Существует связь между этим мифом о Пигмалионе и сказками о Золушке и Спящей Красавице. Во всех
трех сказках невинная молодая женщина возвращается к жизни или к счастью через любовь и
преданность героя или принца. Предположу, что Галатея была превращена в камень какой-то злой
силой, которую можно было победить лишь ее противоположностью — силой любви.
Два направления в терапевтическом лечении — помочь Джоан восстановить связь с ее телом, а
также вспомнить и проанализировать ее прошлое — являются всего лишь двумя разными путями к
одной и той же цели, к реальности человека. Тело хранит в себе все переживания прошлого, и, кроме
того, оно содержит в себе сумму и выражение живого опыта как отдельной особи, так и целого вида.
Работа с телом, таким образом, способствует возвращению репрессированных воспоминаний и
подавленных чувств. Но также не менее важно продолжать работать в психологическом направлении.
Интерпретация снов, анализ ситуаций переноса и применение сознательных фантазий — все это
открывает доступ к чувствам и вызывает ощущения, которые освобождают тело. Когда и как начинать
использовать каждый из этих подходов, зависит от личных взглядов терапевта, от его интуиции и
умения. Я предпочитаю начинать с тела, а затем в ходе терапии ввожу психологическую составляющую.
Hosted by uCoz