Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 133 
Next page End  

способность снова тянуться к жизни, не боясь боли, которой может сопровождаться процесс его
раскрытия для любви.
Вы можете спросить: откуда у человека, который получил такие сильные душевные травмы в
детстве, возьмется мужество рисковать, не боясь получить дополнительные травмы во взрослом
возрасте? На это я отвечу, что сама жизнь дает человеку смелость, являющуюся мерилом его жизненных
сил. Пока тело человека остается застывшим или запертым болью его потери, его дыхание будет
ограниченным, подвижность уменьшенной, а жизненные силы сниженными.
Подлинное горе и все, что с этим связано, есть не что иное, как свойственный нашей природе
способ преодоления шока и освобождения души. Поэтому терапевтическая задача будет заключаться в
том, чтобы обеспечить пациента пониманием и средствами для осуществления его освобождения.
6. ОБМАН И САМООБМАН
Игра
Большинство взрослых пациентов, страдающих от депрессии, не испытали потери матери как
таковую. То, что они в действительности испытывали, — это беспокойства и конфликты в своих
отношениях с нею, что, однако, кажется, никак не связывается в уме пациента с причиной его болезни.
Эти конфликты становятся настолько само собой разумеющимися и такой неотъемлемой частью
обычного процесса воспитания, что пациент не чувствует своего лишения естественной материнской
любви. Мы также должны помнить, что депрессивная реакция у взрослого отделена от инфантильных
или детских переживаний относительно долгим периодом внешне благополучной жизнедеятельности.
Но это не было здоровой жизнедеятельностью — я уже указывал раньше, — иначе он бы не впал в
депрессию. Но пациент осознает разницу между кажущейся нормальной и действительно здоровой
жизнедеятельностью не больше, чем он осознает связь между своей болезнью и событиями своего
детства.
Отсутствие этого осознания принимает форму, которая характеризует взгляды депрессивного
человека и предопределяет его предрасположенность к болезни. Наивность происходит от
неосознанного отрицания фактов жизни, особенно фактов своей собственной жизни, своих деприваций
и разочарований. Последствия такого отрицания заключаются в том, что индивид остается открытым
для подобных разочарований во взрослой жизни. Однако наивность не мешает человеку проявить
некую проницательность в жизни. В действительности эти два свойства часто идут рука об руку:
наивность обнаруживается в тех сферах, где имеет место отрицание реальности, в то время как
проницательность проявляется в каких-то других областях жизни.
Наивность нельзя путать с простодушием. У простодушного человека недостает опыта, при
помощи которого он мог бы составить свое реальное суждение о каких-то отношениях или о поступках.
Его легко обмануть, но он быстро учится на своем обмане. Наивный человек уже испытал боль от
обмана, но продолжает отрицать его значимость. Его тоже легко обмануть, потому что он не в
состоянии распознать суть обмана. Наивность является формой самообмана, к которому человек
вынужден прибегать, когда его обманывают и когда он не может или не смеет признать правду. В такой
ситуации ему приходится участвовать в своеобразной игре, потому что у него нет другой альтернативы.
Но игра часто ведет к убеждению о том, что сама жизнь есть игра, что правила игры — это правила
жизни и что победа или проигрыш в ней составляют смысл человеческого существования.
Игра, которая меня интересует, называется «Воспитание ребенка». Некоторые читатели могут
возразить, что я называю игрой такое серьезное дело. Однако серьезность, с которой кто-то участвует в
какой-то деятельности, не является критерием определения того, игра это или нет. Люди относятся к
игре серьезно, когда ставки в ней высоки. Состязание, которое разворачивается между родителем и
ребенком, — это то, что делает воспитание ребенка игрой. В этом состязании ребенок борется, чтобы
удержать свою животную сущность, в то время как родители борются, чтобы заключить его в рамки
культуры. Это поединок, в котором разрешены все приемы.
Hosted by uCoz