Navigation bar
  Print document Start Previous page
 78 of 133 
Next page End  

Родители обманывают себя в этой игре, так как многие из них действительно верят, что то, что
они делают, совершается на благо ребенка. Они считают дисциплину и наказание единственным
способом воспитать ребенка, хотя у них могут возникнуть некоторые сомнения по поводу
эффективности этих методов. Представление о том, что, назначая ребенку болезненное наказание, таким
образом можно оказать положительный эффект на его личность, является формой самообмана.
Эффективное наказание вызывает страх, который может сделать ребенка более покорным, но никогда не
сделает его более любящим. Родители сами когда-то были детьми и их подвергали тому же самому.
Почему они забыли об этом? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять, что происходит с
ребенком в результате такого обращения.
У детей нет выбора принимать или отвергать обманы, которые применяют их родители. У них
еще нет независимости. Любовь и одобрение их родителей — это для них вопрос жизни и смерти.
Большинство детей проходят через период неповиновения, как это было с Мартой, борясь за
понимание, в котором они так отчаянно нуждаются. К сожалению, это ведет только к дальнейшему
отчуждению со стороны родителей. Они смотрят на своих детей как на монстров, сумасшедших или
дикарей. Их вынуждают соглашаться, — это означает, что они в конце концов смирятся с мыслью, что
человек должен заслужить любовь и должен заработать удовольствия. Из этого они сделают вывод, что
их не любили, потому что они не заслуживали любви.
«Если это и есть игра под названием жизнь, — подумает ребенок, — что ж, я буду подчиняться ее
правилам и сыграю в нее». Ребенок также заметит, что в ту же самую игру играют и в других семьях.
Дети даже перенимают манеру разговора у родителей для своей собственной игры. Можно часто
слышать, как один ребенок говорит другому: «Ты плохая девочка. Мама не любит тебя». Или «Ты
капризничаешь, поэтому тебя нужно наказать». Раз решение участвовать в игре принято, ребенок должен
подавлять свои враждебные и негативные чувства. Подавление никогда не бывает эффективным на все
100 процентов, и даже в самом послушном ребенке иногда прорываются всплески возмущения. Это
только еще больше укрепляет мнение родителей, что в каждом ребенке кроется нечто негативное, что
нужно обуздать или искоренить.
Ребенка, которого вынудили отказаться от своих прав, данных ему при рождении, и начать игру,
втянули в нечестную сделку. Неважно, что и как он делает, ему не выиграть. Как бы сильно он ни
пытался, ему не удается получить любовь и одобрение, в которых он нуждается. Мы можем вспомнить
здесь, что мать Марты была не удовлетворена, когда ее дочь набрала 99,5 балла. Она требовала
наивысшего результата. Родители, играющие в игру, требуют невозможного. Их неосознанной
мотивацией является перенос своей вины на ребенка за то, что они не те любящие родители, которых
они из себя разыгрывают перед ним. А ребенок примет эту вину, чтобы поддержать иллюзию, что
любовь родителей все еще можно получить.
Каждый человек, находящийся в депрессии, попадает под огонь с двух сторон. Одна его
половина говорит: «Держись, борись, это твой единственный шанс». Другая говорит: «Откажись от
борьбы, у тебя нет ни малейшего шанса». Однако как он может отказаться, если после этого его ожидают
одиночество и смерть. И в то же время, если он не откажется, он израсходует свою энергию на борьбу,
которая была проиграна еще до того, как началась, и которая неизбежно окончится депрессией и
смертью.
Противоположностью дисциплины является вседозволенность. Я испытываю отвращение к
этому слову применительно к воспитанию детей. Вседозволяющий родитель — это запутавшийся в себе
человек, который, хотя и сомневается, стоит ли применять дисциплину, не может ее ничем заменить.
Он все еще держит себя в положении человека, наделенного властью, поскольку он может разрешать
или не разрешать по своему усмотрению. Если рьяного приверженца дисциплины можно назвать
тираном, то вседозволяющего родителя — благодушным деспотом. Он может действительно быть
слабым правителем, чья уступчивость является отражением его некомпетентности. Его ребенок поймет
истинное положение вещей и отреагирует соответственным образом. Запутавшемуся или слабому
родителю ребенок бросит вызов или испытает в чем-то, чтобы точно узнать, где он находится и с кем
имеет дело.
Вседозволенность противоречит основной истине, что ребенок рождается с определенными
естественными от природы или данными от бога правами: правом быть любимым, правом получать
Hosted by uCoz