Navigation bar
  Print document Start Previous page
 88 of 133 
Next page End  

прошлое неуместным и неактуальным. Никто уже не может жить сегодня, как жили его дедушка с
бабушкой. С таким удобством, которое нам дает повсеместное использование автомобилей, и с
легкостью передвижения в любую точку земного шара на реактивном самолете — это физически
невозможно. Но изменения также коснулись и человеческих отношений. Ослабли семейные узы, и
появилась совершенно новая сексуальная мораль. Даже стали отличаться способы зарабатывания на
жизнь, например, сильно уменьшилось число людей, непосредственно задействованных в сельском
хозяйстве, больше людей стало работать в сферах обслуживания, чем в производстве; кроме того,
появились новые профессии, такие, как социальная работа, психологическое консультирование,
программирование компьютеров. Таким образом, проблемы, возникшие у нового поколения,
отличаются от тех проблем, с которыми сталкивались их предки, в результате чего мудрость прошлого,
так кропотливо собиравшаяся на протяжении многих лет борьбы за выживание, кажется или в самом
деле осталась невостребованной.
А что же будущее? Совершенно очевидно, что в мире, где перемены стали неотъемлемой частью
распорядка дня, будущее стало таким неопределенным, каким оно еще никогда не было. Ученые даже
ставят вопрос о выживании человека. Рене Дибо из института Рокфеллера считает, что у нас, вероятно,
осталось не больше ста лет, и время человека закончится. Кроме того, нельзя исключать опасность
ядерной войны, которая представляет реальную угрозу сделать землю необитаемой еще раньше этого
срока.
Но самое удивительное в этой ситуации — это то, что большое количество людей еще не впали в
депрессию. Одна из причин заключается в том, что многие люди, особенно старшего возраста, обладают
сильной личной верой, происходящей из личных переживаний, которые они испытали в отношении к
матери и к семье. Других поддерживает оптимизм, основанный на вере в силу и технологические
возможности современного общества. Казалось бы, логично предположить, что, если мы можем послать
человека на Луну, нам подвластно все. Будущее покажет, оправдан был такой оптимизм или нет. Я
указал, что вера во власть не равнозначна вере в жизнь. Опасность сегодняшней ситуации в том, что мы
теряем нашу веру в жизнь.
Сам процесс, ввергший нашу культуру в хаос и разъевший всю прошлую веру, также дал
современному человеку возможность по-новому взглянуть на себя. Он стал себя считать всемогущим.
До двадцатого столетия человек всегда чувствовал себя подчиненным высшей власти, власти одного
бога или нескольких. У него никогда не было ни смелости, ни средств, чтобы бросить вызов высшей
власти божественного Провидения. Такое отношение меняется или уже изменилось во многих людях. И
вопрос не в том, есть Бог или нет. Бог в современном понимании мертв, его не существует.
Современный человек больше не признает высшей власти. Он считает, что природа управляется
физическими законами и что, если он будет в состоянии понять эти законы, он сможет подчинить себе
природу. Это довольно дерзкая мечта, и наука, кажется, продолжает снабжать человека средствами для
ее достижения. В своих лабораториях ученые не видят никаких препятствий для того, чтобы
осуществить эту цель. Средства массовой информации подкрепляют ее для общественности новостями
о каждом успехе в наших поисках знаний. В результате во многие умы проникла мысль, что, может быть,
нам удастся избавить организм от старения и победить таким образом смерть.
Можно ли в таком случае сделать вывод, что человек обрел новую веру, веру в науку или в
способность рассуждающего и исследовательского ума разгадать все тайны, преодолеть все
препятствия? Многие люди действительно верят в науку и в эти возможности. Они убеждены в этом.
Но убеждение — это не вера; убеждение можно подвергнуть проверке, вера же не нуждается в ней.
Убеждение является продуктом сознательного ума, а подлинная вера исходит из сердца. Можно
оспаривать человеческие убеждения, но нельзя спорить с верой. Убеждения могут устанавливать
содержание веры, но они не являются ее сущностью. Человек может иметь веру против всех убеждений
— и эта вера поддержит его во время кризиса.
Еще один аспект нашей изменяющейся культуры заключается в усилении индивидуализации и
одиночества среднего человека. Индивидуализация и одиночество не одно и то же, но они развиваются
параллельными путями. Соразмерно тому, как человек все больше осознавал себя уникальной,
неповторимой личностью, он обрубил узы, связывавшие его с сообществом, к которому он
принадлежал. Ему удалось это сделать, получив больше власти в свое распоряжение, власти
Hosted by uCoz