Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 133 
Next page End  

все хотим быть свободными. Мы можем понять его настойчивость на праве самоуправления. Каждый
из нас возмущается, когда нам указывают что делать, что есть, когда идти в туалет, что одевать и т. д.
Мы можем понять ребенка, когда мы понимаем, что в душе мы тоже дети, хотя снаружи намного старше,
может быть, немного мудрее, но внутри ни в чем существенно не отличаемся.
Означает ли это, что книги о развитии ребенка не нужны и даже, может быть, опасны? Они
представляют опасность, если используются в качестве правил. Для воспитания здоровых детей не
существует никаких наставлений или правил. Когда мы следуем какому-то правилу, мы игнорируем
индивидуальность ребенка и уникальность его жизненной ситуации. С другой стороны, хорошая книга
может послужить путеводителем для запутавшихся родителей. Конечно, книга не должна говорить им,
что делать, но она может избавить их от многих тревог и беспокойств, объяснив границы нормального
поведения. Кроме того, она должна особо подчеркнуть, что удовольствие, получаемое родителями от
ребенка, дает ему чувство осмысленности своего существования для людей его мира. Также будет
истинно и то, что удовольствие, получаемое ребенком от своих родителей, может приносить те же
чувства самим родителям.
Можно, конечно, сказать, что каждая культура в той или иной степени налагает ограничения на
поведение человека, устанавливая их и для детей. Детей нужно научить основам культуры, если они
должны приспособиться к ней. Но это нельзя сделать — Эриксон указывает на это тоже — за счет
чувств и жизненности тела. Говоря об индейцах сиу, он пишет: «Только тогда, когда человек обрел
крепость своего тела и уверенность в себе, его просят поклоняться традициям безжалостного стыда,
который накладывает на него общественное мнение, сосредоточивающее внимание главным образом на
его социальном поведении, а не на его телесных функциях или фантазиях». Его не просят
сопротивляться его телу, чувствам или импульсам, ибо они являются источниками его силы, основой
его личности и корнями его веры. Сиу полагают, что общество вынуждено налагать некоторые
ограничения на действия личности, но это нужно делать на осознанном уровне, так, чтобы
добровольное приятие этих ограничений выражало гордость человека принадлежности своему
племени. Сиу не начинали вводить такие ограничения раньше пятилетнего возраста и не сопровождали
их наказаниями».
Существует антитеза между знанием или информацией и пониманием, точно так же, как между
властью и удовольствием, между эго и телом и между культурой и природой. Эти противоположные
отношения необязательно приводят к конфликту. Не нужно понимать так. что, если есть знание, должно
отсутствовать понимание. Необязательно будет истинным то, что власть разрушает удовольствие или
что эго должно лишать тело присущей ему роли. Не каждая культура находится в такой дисгармонии с
природой, как наша. Когда эти противоположные силы гармонично уравновешены, они образуют
полярность, а не антагонизм. В полярных отношениях каждая противоположная сила поддерживает и
усиливает другую силу. Эго, связанное своими корнями с телом, получает от него силу, в свою очередь,
поддерживая и расширяя его интересы. Наиболее четко полярность в нашей жизни проявляется на
примере сознательного и бессознательного или бодрствования и сна. Мы хорошо знаем, что здоровый
сон ночью способствует полноценному функционированию организма во время дня и что
удовлетворительная дневная работа (приносящая, конечно, радость) способствует здоровому сну и
получению удовольствия от сна.
Но эта полярность нарушается, когда соотношения сил теряют равновесие и смещаются в ту или
другую сторону. Если мы слишком устали за день или наше сознание чрезмерно загружено волнующими
нас проблемами, заснуть будет нелегко. Слишком большое значение, которое уделяется материальным
предметам культуры, — например, каждый человек стремится иметь свой автомобиль — может иметь
вредные последствия для природы. Цена высоких технологий нашей цивилизации — истощение
природных ресурсов и разрушение естественной окружающей среды. Точно таким же образом слишком
большая власть снижает нашу способность к удовольствию. Мы начинаем стремиться к власти, теряя из
виду простое удовольствие, которое можно получить от полноценной жизни нашего тела. Слишком
сильное задействие эго всегда заканчивается отрицанием тела и его ценностей. Я уже подчеркивал эти
опасности в моих предыдущих книгах. Однако до сих пор я не выражал своего беспокойства тем, что
сейчас происходит. Я чувствую, что центр равновесия сильно сместился в сторону, противоположную
от естественных сил жизни: понимания, удовольствия, тела, природы и бессознательного. Мы
Hosted by uCoz