Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 89 
Next page End  

41
психологов, специализированных медицинских сестер и социальных работников с высшим образованием — один
специалист на 800—1000 человек.
 
Основные исследования и реабилитационные мероприятия американских специалистов
осуществлялись в городе Гумри, где до землетрясения проживало 260 тыс. человек, а сразу после
него осталось лишь 50 тыс.: около 20 тыс. взрослых и 10 тыс. детей погибли, а остальные были
эвакуированы из разрушенного города в различные регионы Армении и Советского Союза (но
даже при отсутствии организованной эвакуации «исходы» из пострадавших регионов достаточно
характерны). В 1989 году население города начало восстанавливаться и достигло 80 тыс. человек,
а к 1990 году — 150 тыс. По данным автора публикации, до прибытия американских специалистов
в городе действовали только 9 психиатров, из которых 1 специализировался в детской психиатрии,
при этом психиатрическая клиника на 100 мест была полностью разрушена, поэтому пациенты,
нуждавшиеся в стационарной помощи, направлялись в Ереван. В 1990 году было открыто 40-
коечное отделение для пациентов с ПТСР, а в 1991 году — еще одно 30-коечное отделение для
страдающих шизофренией и депрессией. Одновременно две группы французских психиатров
начали вести групповую терапию детей с ПТСР. Все зарубежные психиатры принадлежали к
психоаналитическому направлению, но, не владея армянским, были вынуждены работать с
переводчиком, что, естественно, существенно снижало эффективность всех мероприятий в городе,
где практически каждый понес те или иные непоправимые утраты.
Работа американских психиатров и психологов началась с посещения школ, сбора интервью и
консультирования, предоставлявшего возможность детям и учителям (в группе по 6—8 человек)
рассказывать их собственные истории, связанные с трагическими событиями. Большинство
учителей также имели признаки ПТСР, что создавало в школах своеобразную
психопатологическую среду (здесь мы также можем сделать определенную экстраполяцию на
Беслан). После 2—3 групповых сессий учителям было предложено пройти краткосрочную
индивидуальную терапию. Сессии длились по 45 минут и проводились непосредственно в школах
— в часы, свободные от занятий с учащимися. Часть родителей также получали такую же
групповую и индивидуальную терапию в школах. В качестве ведущей использовалась фокусная
психоаналитическая терапия с ориентацией на «здесь и сейчас» и направленная на восстановление
предшествующего трагедии уровня психического функционирования. Основное внимание
обращалось на отреагирование печали и горя, страха и гнева, и особенно — вытесненных чувств.
Характерно, что до 30% опрошенных американскими коллегами считали, что именно президент
Горбачев является ответственным за это землетрясение. Ранее (в 1988 году, когда наша группа
специалистов Военно-медицинской академии работала в Ленинакане и Спитаке) мы встречались с
аналогичными высказываниями, включая различные варианты слухов и домыслов об
искусственно вызванном землетрясении с помощью направленного ядерного взрыва в недрах
Кавказских гор советскими военными или Турцией. Адресация любых негативных переживаний к
первому лицу государства в целом вообще характерна для населения России2, как достаточно
патриархального общества, Осетия не является исключением. И эти негативные чувства,
безусловно, требуют адекватной и методически обоснованной социальной терапии.
В процессе этой работы требовались особые разъяснения родителям, чтобы они позволяли
детям говорить обо всем, включая их индивидуальные способы избегания негативного аффекта.
Наиболее эффективная модель выявления травматического опыта включала в себя пять основных
этапов: а) установление контакта и раскрытие пациента для обеспечения возможности
максимально подробного рассказа о событиях, б) стимуляция воспоминаний, в)
противопоставление, а также г) развивающее влияние терапевта и д) проработка горя.
К январю 1990 года стало ясно, что малыми силами зарубежных волонтеров проблема вряд ли
может быть решена, поэтому к терапевтической и реабилитационной деятельности начинают
привлекаться педагоги школ, которые в процессе постоянного контакта с американскими
специалистами в качестве помощников и переводчиков по сути прошли подготовку как
психодинамически ориентированные социальные работники. А в сентябре 1990 года начался
реальный профессиональный психотерапевтический тренинг, который проводился в течение года
под руководством
2  Более подробно об этом см.: Решетников М. М. Современная российская ментальность.
— М.: Российские
вести, 1996.
Hosted by uCoz