Navigation bar
  Print document Start Previous page
 76 of 89 
Next page End  

76
При нахождении в здоровом социуме этой естественной психологической потребности
противостоит консолидированная позиция взрослого большинства (и стабильное государство как
одна из важнейших «родительских структур»), и постепенно новое поколение становится
социально более адаптивным. Но ситуация принципиально меняется, когда и это взрослое
большинство оказывается в состоянии «кризиса переоценки», «пересмотра всех устоявшихся норм
и правил» и т. д., что характерно не только для всего бывшего «социалистического лагеря», но и
для всего мира, который входит в новую эпоху и переживает системный кризис смены парадигмы
развития одновременно со сменой национальной и конфессиональной составляющих европейской
популяции. В этой ситуации естественная (возрастная) агрессивность одних не только не
встречает адекватного противодействия, но и катализируется ситуационной агрессивностью
старшего поколения (и уходящей, и приходящей популяций).
Далеко не праздный вопрос: почему кумиром множества социальных активистов самого
различного толка и террористов (одновременно) стал фактически один человек: сын плантатора, в
12 лет впервые выступивший против унижения школьным учителем, затем — врач по
образованию и революционер (хотя сейчас его бы назвали террористом), который характеризуется
как человек высокой душевной чистоты и беспримерной самоотверженности?  Это именно тот
социальный образец, которому следует подражать? И есть ли у него достойные конкуренты?
«Родовой миф»
Если сформулировать вынесенное в заголовок понятие предельно кратко, то — это почти
генетически заданная убежденность: «Мой род не может быть плохим!» А в более общем
варианте: «Мой народ не может быть плохим». Характерно, что «родовой миф» оживает всякий
раз, как только возникает какая-либо угроза витальным потребностям конкретной личности, рода
или народа. Витальные потребности обычно соотносятся с жизненно важными факторами
обитания: наличием достаточного количества воды, пищи, территории, возможностей для
продолжения рода, но включают в себя и такие, казалось бы, «несущественные» факторы, как
самоуважение, престиж, чувство достоинства, наличие жизненной и исторической перспективы и
т. д. (причин для обращения именно к этим последним факторам сейчас более чем достаточно).
Понятие родового мифа было бы неполным, если бы мы не учитывали всегда присутствующую
при этом защитную проекцию вины и агрессии вовне: если что-то плохо (в сфере удовлетворения
всей «гаммы» или хотя бы части жизненно важных потребностей), то виноват не я, не мой род, не
мой народ. А кто? Инородцы. При этом в качестве главных виновников чаще избираются те, кого
легко отличить по внешним признакам. И второе правило — они должны быть достижимы для
наказания. Поэтому «виновные» всегда находится не где-то за тысячи километров, а в том же
месте, где требуют своего выхода (ситуационные или исторические) обида и агрессия. А
вероятность «наказания» невиновных усиливается, если они малочисленны и фактически
беззащитны. Так появляется социальная или национальная нетерпимость. Наиболее подвержена
таким чувствам молодежь, для которой, как уже отмечалось, вообще характерна повышенная
агрессивность, а кроме того — жесткость установок, жестокая приверженность идеалам и
бескомпромиссная ненависть при их крушении.
Мне приходилось сталкиваться с этим и в городах России, и в Лондоне, и в Париже... Везде
одни и те же жалобы: вот пришли ЭТИ — и захватили рынки, гостиницы, торговлю,
криминальный бизнес и т. д. Я всегда в таких случаях спрашиваю: «Вы живете здесь сотни лет, а
почему сами ничего не захватывали?»... Может быть, нам нужно более внимательно отнестись к
некогда столь популярной теории пассионарности Л. Гумилева?
Будущие примеры «развитых демократии»
Мной уже не раз обосновывалось, что все современные демократии находятся в затяжном
периоде «стагнации», хотя эти процессы в западном мире пока не слишком очевидны. Поэтому
обратимся к более динамичным примерам «новых демократий», и прежде всего в
многонациональных  государствах.
Привнесенная демократия (с немедленно гарантированными Конституцией всеми правами и
свободами) при отсутствии демократической традиции и сохранении тоталитарного типа
самосознания социума создает особую «питательную среду» для размножения вируса интоле-
рантности и терроризма. Уверен, что никто не воспримет это всерьез, но терроризм заразен, и
Hosted by uCoz